Козлов Григорий Самуилович (1918-1943 гг.), уроженец деревни Большая Богомель  Седельниковского района Омской области. Призван в РККА Седельниковским РВК Омской области из Унарского сельского совета в 1941 году. Красноармеец 936 артиллерийского полка 362 стрелковой дивизии. Ранен 6 августа 1943 года, умер от ран 7 августа 1943 года. Похоронен в братской могиле деревни  Мезенка Орловской области. Не награждён.

Я хочу рассказать о своём дедушке по линии отца – Григории Самуиловиче Козлове, погибшем во время Великой Отечественной войны. В семье Самуила Ивановича и Анны Степановны было четверо детей: трое сыновей Василий, Михаил, Григорий и дочь Анастасия. Началась война, а мой дед Григорий лишь недавно обзавелся семьей – привёл в родительский дом молодую жену Ефросинью Артемьевну.

Моя бабушка проводила мужа на фронт, и у неё вскорости родился сын – мой отец. Бабушка часто писала своему мужу письма и также часто получала от него ответы, но, к сожалению, до наших дней сохранилось всего два письма. Первое из них датировано 20 сентября 1941 года. Вот что он в нем пишет:

 «Добрый день, весёлый вечер. Здравствуй дорогая жена. Я посылаю тебе свой низкий любимый привет и желаю всего хорошего в вашей  жизни. И посылаю маме низкий привет и сестре Марусе свой низкий привет, и братишкам Васе  с  Мишей  передай привет. Дорогая жена, я вам сообщаю, что я пока живу в городе Омске. Всех  увезли, остался я один из наших, со мной несколько человек из Верхней Баклянки и тарских 5 человек. Дорогая моя жена, сильно скучаю по вас, ложусь спать и встаю и всё думаю о вас и не знаю, когда нам с тобой придётся  увидеться. Я уже второе письмо к тебе пишу. Буду у вас просить, когда получите моё письмо, так, пожалуйста, приготовьте мне табаку. Я когда на месте буду, тогда напишу, и вы мне пришлите на тот адрес. Может и в Омске буду…»

Второе сохранившееся письмо написано полгода спустя, 4 февраля 1942 года.

«Добрый день, весёлый вечер, здравствуй дорогая жена. Посылаю свой низкий привет мамаше и папаше, и братишкам Мише и Васе, и сестре Марусе. Желаю хорошего в вашей жизни дорогая моя жена. Я вам сообщаю, что письмо ваше получил, которое вы писали 28 декабря 1941 года и вы мне писали, что Ковалевич Иван умер. Дорогая жена, почему вы ничего не пишите сколько вы получили хлеба и как вы там живёте. Вы хоть и писали, что живёте так как и жили, мне что-то не верится, вы не хотите мне  писать, дорогая жена. Я пока жив и здоров, чего и вам желаю. Ещё сообщаю, что я был в стрелковом полку, а сейчас перевели в артиллерийский полк. Я сейчас пока в дороге. Мой адрес пока изменился: 1421 Почтовая полевая станция, 936-й арт.полк, взвод боепитания.  К.Г.С.

Пока адрес не точный, если получите письмо, то можете и не писать, потому что этот адрес изменится, а может и нет. Дорогая жена, передай всей своей родне по низкому привету, больше писать нечего. Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю в вашей жизни. До свидания.»

Мой дед не вернулся с войны, я знала про него совсем немного и бабушка при жизни часто говорила мне: «Так хочется увидеть место, где похоронен мой муж…» И вот, спустя 70 лет со Дня Победы, я с помощью Интернета нашла место, где похоронен мой дедушка. К сожалению, бабушка не дожила до этого дня. Мне по электронной почте прислали фотографию братской могилы, которая находится в деревне  Мезенка Орловской области, а также учётную карточку воинского захоронения и медицинский документ, свидетельствующий о ранении и смерти моего дедушки Григория Самуиловича Козлова. В документе был и список всех захороненных в этой могиле – их там 195 человек.

Я проследила путь 936 артиллерийского ордена Богдана Хмельницкого полка 362 стрелковой дивизии. Дивизия была сформирована в августе-октябре 1941 года на базе Омского пехотного училища. В состав дивизии вошли 1206, 1208, 1210 стрелковые и 936 артиллерийский полки. Первым командиром дивизии был назначен полковник П. В. Архипов, а военным комиссаром – батальонный комиссар А. Г. Оньков. В боевой строй дивизии влились в основном труженики заводов и фабрик, колхозов и совхозов Омской области. Среди них было много добровольцев, комсомольцев, коммунистов. Были и участники Гражданской войны, боёв у озера Хасан, на реке Халхин-Гол. Прибывали и воины из госпиталей после излечения от ран, полученных в самом начале войны. С первых же дней началось обучение личного состава боевому делу.

В ноябре 1941 года полки дивизии выгрузились из железнодорожных составов на станциях Коноша и Подюга Коношского района Архангельской области, где вошли в состав 58 Резервной армии. Быстро были отрыты в лесу тёплые землянки, в которых воины отдыхали после трудной учёбы, готовясь к предстоящим боям с захватчиками.

В первых числах февраля 1942 года 362 стрелковая дивизия получила приказ передислоцироваться на Калининский фронт и сосредоточиться в районе города Осташков. Отсюда части дивизии совершили 130-километровый марш и 15 февраля, войдя в состав 22 армии, вступили в бой с врагом в районе города Нелидово. Им предстояло наступать на восток вдоль железной дороги через Карпово и Вязовку на Мостовую.

В первых же боях сибиряки показали образцы мужества и отваги. Так, командир огневого взвода 936 артиллерийского полка старший лейтенант И. А. Куприянов в бою за деревню Малая Толстуха выкатил два орудия на огневую позицию и открыл огонь прямой наводкой, уничтожив более сотни фашистов и разрушив три блиндажа и вещевой склад врага. За этот бой он был первым в дивизии награждён орденом Красного Знамени. В бою за деревню Вязовка враг контратаковал правый фланг 1208 стрелкового полка. Пулемётный взвод под командованием лейтенанта М.С. Зайцева, дождавшись удобного момента, открыл из двух станковых пулемётов фланговый огонь по наступающему противнику. Противник, понеся большие потери, отступил. Зайцев вёл огонь до последнего патрона и погиб в этом бою как герой.

Подобных примеров отваги и героизма было много. Наступать советским войскам приходилось в трудных условиях. Метели и заносы затрудняли продвижение. При отступлении противник минировал дороги, сжигал деревни. По заснеженным лесам, болотам и бездорожью воины дивизии вели наступление, несли на себе мины, снаряды, патроны и продовольствие.

Противник часто контратаковал, но под давлением сибирских полков вынужден был отходить в сторону станции Оленино. Многих своих бойцов потеряла дивизия в ожесточённых боях. Весь 1942 и в начале 1943 года части дивизии продолжали активные боевые действия против ржевской группировки гитлеровцев. Враг имел здесь большие силы, да и обороняться в этих природных условиях было много легче, чем наступать по лесам и болотам. Продолжая наступление западнее Ржева, 362 стрелковая дивизия 4 марта 1943 года участвовала в боях по освобождению города и железнодорожной станции Оленино.

В связи с подготовкой наступательной операции на Курской дуге в апреле 1943 года дивизия была переброшена в район города Щёкино Тульской области и включена в состав Брянского фронта. Части принимали пополнение и проводили боевую учебу, отрабатывая способы прорыва сильно укреплённой, глубоко эшелонированной обороны противника, ведения боя в глубине обороны, отражения контратак пехоты и танков.

В июле 1943 года части дивизии совершили в течение пяти суток 200-километровый марш-бросок на запад и заняли выжидательные позиции северо-восточнее города Орёл, войдя в состав 3 армии. Утром 18 июля мощной артиллерийской подготовкой сотен орудий началось наступление войск Брянского фронта. Части 362 стрелковой дивизии под прикрытием огня артиллерии прорвали сильно укрепленную оборону противника в районе села Бородинка и погнали фашистов на запад. За три дня наступления полки освободили 50 населенных пунктов – Бородинку, Меркулово, Протасово, Спасское и другие. Противник непрерывно контратаковал, вводя в бой танки. Особенно сильные бои развернулись при форсировании реки Оптуха. Это создало для противника угрозу окружения его частей, оборонявших Орел, с севера. Непосредственно в уличных боях 362 стрелковая дивизия не участвовала, но ее непрерывное давление на войска противника с севера оказало свое влияние. 5 августа 1943 г. Орел был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

Продолжая наступление, войска 3 армии освободили Нарышкино, Сомово и завершили свое участие в Орловской наступательной операции в 20 километрах восточнее рабочего поселка Навля в Брянской области. В проведенной операции 362 стрелковая дивизия прошла с боями 240 километров и освободила десятки населенных пунктов, нанеся врагу непоправимый ущерб.

От немецко-фашистских захватчиков Орловский район был освобождён 7-8 августа 1943 года, как раз, когда погиб мой дед. За освобождение Орла и Орловской области наша армия заплатила огромную цену – десятки тысяч погибших, раненых и искалеченных. В их числе и Григорий Самуилович Козлов. На территории Орловской области 19 воинских захоронений, за которыми местные жители трепетно ухаживают. Имя моего дедушки увековечено в Книгах  Памяти Орловской и Омской  областей.

Людмила ЧИСТЯКОВА, внучка, с. Седельниково

94233075