Село мое неброское, родимое село,

Красивые и добрые здесь люди по всему

Грустит село по городу, а город по селу…

(из песни)

Газета «Сибирский труженик» продолжает серию публикаций об истории улиц районного центра. Ранее на страницах «районки» уже вышли материалы про улицы Юбилейную, Партизанскую и Кропотова, а сегодня наш рассказ – про северную часть улицы Свердлова.

Село мое любимое, где дорог мне каждый его уголок. С детства помню все твои малые и большие улицы. Хорошо идти и видеть знакомых и близких мне людей, соседей. Здороваться. Пообщаться с ними тоже совсем неплохо.

Наше село хорошеет с каждым годом. Вот совсем недавно появилась пешеходная зона отдыха, открылись после капитального ремонта поликлиника и школа №2, строятся детские спортивно-игровые площадки. Да, с рабочими местами трудно, но это ведь не только у нас. Вахтовый метод работы мне совершенно не нравится, но он есть, и жить приходится с этим: надо содержать семьи. Трудно мужчинам, а ещё труднее женщинам. Село работает и живет.

Сюда, на малую родину, приезжают бывшие жители, радуются переменам, встречаются с друзьями детства и соседями. Село наше немаленькое, сегодня оно насчитывает 64 улицы. Одна из них – моя родная, где я прожила всю жизнь. Она носит имя Якова Свердлова. На эту улицу моя семья переехала, когда мне было 6 лет. Родители купили небольшую избу у семьи Масоровых. С тех пор так и живем тут. Здесь жили мои родители: Сорокины Гаврил Демидович и Лидия Николаевна. В этом доме выросли мы сестрой Тамарой. В нем сама я живу до сих пор. Все в нашем доме, конечно, перестраивалось и не один раз менялось. Застраивалась наша улица в конце сороковых – начале пятидесятых годов прошлого века. Она немаленькая, на ней сегодня 37 домов и 73 жителя, но она делится на две части территорией бывшей восьмилетней школы, а ныне – агропромышленного техникума. Первые дома заселяли семьи Гнилицких, Бакиных, Берестовых, Скворцовых и Вайс. Они долгое время жили на нашей улице.

Федор и Мария Бочаровы с внуком
Бочарова Рая

На этой улице я сразу подружилась с Любой Букаревой. С ней мы пошли в первый класс, и так получилось, все десять лет сидели за одной партой. Окончив институт, она по распределению попала в Томск. Мы и сейчас с ней крепко дружим. Она – моя кума, крестная мать моего сына. Бываем друг у друга в гостях.

Большая поляна (как стадион) была площадкой для игр на нашей улице. Играли шумно, иногда с обидами и спорами, но быстро все забывалось, мы мирились. Во что играли? Всех игр и не перечислить. Тут были лапта, прятки, штандер, ручеек, классики. У девочек – скакалки, у мальчиков  – «ножички».

Иногда устраивали концерты для наших родителей. Тогда выносились сидения, мы начинали петь и танцевать, читать стихи. Главные певуньи были сестры Бочаровы – Рая и Галя. Они жили напротив нашего дома. Семья большая: трое взрослых, четверо детей. В 1966 году они уехали в Белоруссию. Удивительно, что Галина работает преподавателем в музыкальной школе. Хотя здесь она не училась музыке, а начала учиться там, в музыкальной школе в 15 лет. Талант дал о себе знать.

Очень долго жила на нашей улице семья участника Великой Отечественной войны Ильи Аверьяновича Ялозы. Воспитывались в семье две дочери. Младшая Галина связала свою жизнь с медициной, а старшую, Людмилу Ильиничну, в районе знают многие, работала она на маслозаводе главным бухгалтером.

Долгие годы на улице проживала семья Гнилицких. Родители работали в «Сельхозтехнике». Дочь Людмила уехала жить на Украину, сыновья жили в селе. Борис Гаврилович всю жизнь проработал механиком также, как и родители, в «Сельхозтехнике».

Семья Гнилицких

Селезневы рано потеряла главу семейства, и Валентина Федоровна растила детей одна. Дочь Галина работала на заводе, сын Сергей служил в Афганистане и сейчас проживает в Омске.

Братья Скворцовы проживали в соседях. Первым поселился Александр, позже, построив дом, переехал Петр. Он работал водителем в «Сельхозтехнике». Его жена, Анна Мироновна, занималась домашним хозяйством и воспитывала троих детей. А в военное время работала трактористкой.

Жил на нашей улице фронтовик, инвалид I группы Иван Дмитриевич Соловей, который прошел лихолетье войны и тяжелые послевоенные годы. На нашей улице почти все мужчины прошли через горнило войны и годы восстановления разрухи. Это Какк Артур Иванович, с семьей жили в крайней избе. Он работал на автозаправке и умел класть печи. Подкорытов Александр работал фотографом. Его жена, Мария Федосеевна, была учителем начальных классов. Она учила азам мою младшую сестру Тамару. Дочь их тоже окончила пединститут. Шелковский Николай Степанович – мой дед, отец моей мамы. Всегда спокойный, рукастый, все мог сделать по хозяйству, отличный плотник. Они жили с моей бабушкой Евдокией Матвеевной. Она по характеру – прямая противоположность деду. Это она перетянула сюда нашу семью. Так рядом с нами поселилась семья Голевых, Николая Дмитриевича и Екатерины Николаевны. Это мамина сестра. У них росли трое детей: Люда, Вася, Светлана. Все они живут в нашем селе. Василий проживает в родительском доме, на своей улице.

На нашей улице в родительском доме и сейчас живет Надежда Одинцева (Тислер). Брат Надежды, Николай Тислер, с семьей живет на соседней улице. Долго жила на улице Свердлова семья Ибрагимовых. Сергей Михайлович (Сафиулла Мухамадеевич) – участник Великой Отечественной войны, работал в санэпидемстанции. Уже взрослая дочь Роза жила и учила детей в Юрто-Уйске. А три младшие дочери росли и бегали вместе с нами. Девочки окончили институты: Галина – политех, Зина – медицинский, Фаина – пединститут.

Совсем рядышком стоял домик семьи Бакиных, Ивана Александровича и Анисьи Михайловны. Дом постепенно достраивали. Иван Александрович работал токарем, а Анисья Михайловна хозяйничала по дому. Растили двух сыновей, Николая и Бориса. Беда пришла внезапно. Случилась авария. Иван Александрович пострадал и пострадал сильно: был поврежден позвоночник. Ходить он не мог. Целый год провел в больнице в областном центре, но так и не поднялся. К тому времени третьему ребенку, дочери Галине, было несколько месяцев. Когда забирали мужа, врач предложил оформить его в дом инвалидов. Но Ивана увезли домой, Анисья Михайловна не могла оставить отца своих детей в доме инвалидов. Так началась её нелегкая жизнь. На хрупкие плечи взвалилось всё: и достройка дома, и воспитание детей. Худенькая, небольшого росточка, она успевала везде. С уже подросшими сыновьями пилила дрова, косила сено. Кормить корову-кормилицу надо было. А ещё варить, стирать, учить детей. Иван Александрович пролежал 19 с половиной лет, требуя ухода. В доме было небогато, но всегда чистенько, благодаря рукам Анисьи Михайловны. Пенсия по инвалидности была маленькая, и она старалась подработать: вышивала, выбивала, вязала шали.  Надо сказать, что Иван Александрович мог хорошо рисовать и тоже делал для людей ковры. Дар рисования передался младшему сыну – это у него получалось хорошо.

Дети выросли, разъехались и Анисья Михайловна какое-то время жила одна. Она была подругой моей мамы. Долгая дружба сроднила нас. Ещё одно горе поджидало Анисью Михайловну: умер её младший сын Борис, оставив вдовой жену и сиротой маленькую дочку Лену. Николай, старший сын, часто звонит мне и первые его слова: «Галь, ну как там наша улица, живет?».

Сорокины Тамара и Галина

Селезнева Меланья

– Живет. Живет Николай, – отвечаю я.

Последнее время наша соседка доживала у Николая и его жены Надежды. Похоронили её в Омске.

Мой дом тоже находится на улице Свердлова, и живу я в нем уже 67 лет. Семья наша была небольшая, всего четыре человека. Отец рано ушел от нас, в 52 года. Сестра Тамара вышла замуж. Работала она медсестрой в больнице и жила в Седельниково. Я прожила всю жизнь с мамой, сюда же и привезла своего мужа Юрия Коротченко. Прожили мы с ним почти 25 лет. Полгода не дожили до серебряной свадьбы. А познакомились мы через мою будущую свекровь, Полину Федоровну. С подругой Любой ехали в Новосибирск на праздники в одном купе с Полиной Федоровной и её старшей снохой. Как обычно в дороге разговорились.

– Мы учимся – студентки.

– А у меня сын только из армии пришел, – засмеялась она.

Но самое интересное было потом. Мы с подругами гуляли по Новосибирску и в Академгородке встречаем наших попутчиц. Домой возвращаемся, зашли в купе поезда, а там снова наши попутчицы. Тут Полина Федоровна и говорит: «Ну милые мои, теперь уж точно кто-то из вас будет моей снохой!».

Так и получилось, что сноху она сняла прямо с поезда. Мы поженились, муж приехал в наше село и работал долгое время в «Сельхозтехнике», а я – в ателье. Слава Богу, на моем профессиональном пути мне помогали мои соседи Валентина Михайловна Зубарева и Павлина Ивановна Вайс. Крепко подружился мой муж Юрий с Володей Вайс и Алексеем Жбановым. Большая семья Вайс жила на нашей улице. Мы гуляли и на свадьбе у Володи с Татьяной. Но жизнь делает крутые повороты. Вся семья собрала документы и уехала на постоянное местожительство в Германию. Сейчас встречаемся только в интернете и ждем их приезда в гости.

Вспомнился мне и такой случай. В селе праздник, с раннего утра оно шумит, празднуется «День березки» (ещё его называли Днем молодежи). Шумит и наша улица. Дети зажали в карманах денежки, которые родители дали нам на мороженое и лимонад. Взрослые собираются покупать более серьезные покупки и отдохнуть. Все радостные и счастливые идем на праздник почти всей улицей. К вечеру уже все дома. Наши родители собирают общий стол, появляется гармошка. Мужчины пошли в дом Бакиных и в коляске вывезли дядю Ваню (мы, дети, так его называли). И тут впервые увидели, что Анисья Михайловна может плясать и петь. Частушки только отлетали из неё. Расходились по домам уже когда опустились сумерки. Все соседи были больше всего рады тому, что Бакиных удалось отвлечь от их семейных проблем…

Посередине нашу улицу рассекает территория восьмилетней школы. Сейчас здесь мастерские и лаборатории агропромышленного техникума. Школа была сдана в эксплуатацию в 1957 году. Первым ее директором был Георгий Васильевич Ляпустин. Тут, на территории школы, был построен интернат для учащихся из деревень. Кстати в бригаде строителей работал мой дед, Шелковский Николай Степанович, и дядя, Голев Николай Дмитриевич.

Голева Екатерина, Сорокина Лидия, 1971 год

1 сентября мы гурьбой спешили в нашу школу. Надо отметить, что в ней был профессиональный и дружный коллектив. Интернат через несколько лет был закрыт, и здание было отдано под квартиру. В ней жили семьи Муравьевых, Попиральчик, Фоминых. Сейчас здесь уже продолжительное время живет семья уважаемых спортсменов Михаила и Натальи Рожковых. Рядом с их домом  расположена усадьба семьи Енущенко. Сейчас хозяйка Мария живет уже одна, но ей всегда помогают дети и вся её большая родня. Это добрая и трудолюбивая женщина.

В настоящее время меня окружают новые соседи. Это – другое поколение, но мы все неплохо общаемся. На моей родной улице живут семьи: Груздь Николая и Лидии, Лось Татьяны, Есипенко Евгения и Екатерины, Разумовых Сергея и Юлии, Смычковых Николая и Екатерины, Серобабовых Сергея и Людмилы, Агабалян Сатеник, Наймушиных Владимира Ивановича и Нины Алексеевны.

У каждой семьи, как и в те давние времена, свои заботы, дела и проблемы. Хочется, чтобы у моих соседей все в их жизни сложилось хорошо, радовали бы дети и внуки. Моя родная улица продолжает жить.

Галина КОРОТЧЕНКО. Фото из семейного альбома.

94233075