В силу своего особого географического положения, природных и климатических факторов территория современного Седельниковского района до середины 19 века осваивалась человеком менее интенсивно, чем соседние. Особенно негативно на заселение и развитие хозяйства влияли отдаленность от главной транспортной артерии Иртыша и трактов, труднопроходимая, болотистая, изрезанная мелкими реками и оврагами равнина, окруженная с четырех сторон болотами, малое количество черноземов, урман, гнус и низкие температуры. Кроме того – поздние заморозки в мае и июне, инеи, туманы и ранние заморозки в августе, обилие осадков или засухи летом.

И тем не менее, тайга с ее богатствами с древних времен притягивала человека. Но в археологическом плане территория района практически не изучалась. Известно лишь об одной археологической разведке по Ую 1990 года Бориса Конникова и экспедиции во главе с Евгением Данченко, проведенной в 1991 году, в ходе которых найдено 3 поселения на реке Кейзес. Раскопано лишь одно из них – плохо сохранившаяся часть поселения Кулайской культуры эпохи раннего железного века.

В эти же годы этнографической экспедицией Б.В. Мельникова было зафиксировано средневековое поселение и курганный могильник у деревни Юрто-Уйск. А в 2000-х годах Сергеем Татауровым обнаружено еще одно поселение – у д. Павловки. В атласе Омской области на археологической карте на реке Кейзес указано поселение бронзового века.

Но на территории села Кейзес есть как минимум еще два археологических памятника, найдена керамика, границы памятника видны по микрорельефу местности. Обнаружено и место стоянки остяков. Находили фрагменты древней керамики ученики и в Новоуйке. Эти факты, наряду с отдельными находками неолитических орудий труда у села Кукарки и на Белой Горе, позволяют говорить о пребывании человекана территории района с позднего неолита до железного века.

Поселение Кейзес-1.

Открыто профессором Б.Н. Конниковым в 1990 г. Расположено на северо-восточной окраине села Кейзес за огородом одной из усадеб улицы Промышленной, в 100 метрах к северу-западу от бывшего льнозавода. Располагается на мысу подтреугольной формы, образованным древним ручьем у террасы левого берега реки Уй. Высота мыса над рекой Уй – 6 метров. Поселение ориентировано по линии северо-восток – юго-запад. Протяженность СЮ-ЮЗ – 70 метров, СЗ-ЮВ – 45 метров. Общая площадь памятника 2100 кв. м. 

Узким перешейком мысовая часть памятника соединяется с террасой. На месте перешейка, вероятно, находился ров. Возможно, поселение располагалось и за рвом, так как здесь найдены фрагменты глиняной обмазки жилищ, но сегодня эта часть занята огородом, распахана, уничтожена. На памятнике несколько маленьких ям и одна большая, в центре предполагаемого поселения, от землянки, вырытой школьниками в 1980-х годах. Ямы зачищены. Найдена керамика с орнаментом «уточка». Культурный слой – темно-серый гумус – 15-20 см.

На берег реки местные жители выпускают коров и свиней, поэтому культурный слой перерыт.

В 1995 году главная часть памятника была раскопана археологической экспедицией ОГПУ во главе с кандидатом исторических наук Е.М. Данченко. Найдено более 10 фрагментов гончарной керамики, орнаментированных «жемчужинами», гребенчатым штампом. Десятки неорнаментированных фрагментов керамики, камень со следами обработки. Найденные предметы позволили датировать памятник пятым веком до нашей эры – пятым веком нашей эры (ранний железный век) и отнести его к уникальной Кулайской культуре. На материалах памятника оформлен стенд в музее археологии ОГПУ.

Эта культура получила широкое распространение в Томском Приобье, оттуда по малым рекам Уй, Туй, Шиш кулайцы продвигались к Иртышу. Хорошие охотники и рыболовы кулайцы поклонялись Солнцу, славились воинской доблестью и уникальными изделиями из металла.

Поселение Кейзес-2    

Открыто профессором Б.Н. Конниковым в 1990 году. Поселение расположено на западной окраине нагорной части села, на коренной террасе левого берега реки Уй, на мысовидном выступе, образованном террасой и рекой Кейзес, которая протекает в 0,3 км к юго-западу от памятника.

К югу от памятника проходит дорога из села Кейзес в пойму. Высота террасы – 9 метров. Протяженность памятника с СЗ на ЮВ – 120 метров, с СВ на ЮЗ – 45 метров. Площадь 2500 кв. м. Западин нет. Территория занята тремя жилищными постройками улицы Избышева, поэтому большая часть памятника уничтожена. Границы поселения определены по микрорельефу местности и распространению керамики.

В южной части была проведена зачистка осыпи. Культурный слой – темно-серая супесь 7-10 см. Найдено 12 фрагментов керамики без орнамента, фрагмент кости, кусок шлака. Датировка не ясна.      

Местные жители находили на усадьбах и огородах керамику, но значения не придавали. При рытье погреба Ю.Н. Перменев на глубине двух метров обнаружил кость мамонта, сообщить о находке побоялся. Памятник не изучен.

Поселение Кейзес-3.

Открыто профессором Б.Н. Конниковым в 1990 году. Расположено на северной окраине села Кейзес в пойме реки Уй, на останце левого берега в 150 метрах к юго-востоку от устья реки Кейзес. В 150 метрах к северо-востоку находится мост через реку Уй. Останец вытянут по линии север-юго-запад и имеет овальную форму. На СВ-В – 60 метров, С-ЮЗ – 30 м. Общая площадь 1500 кв. м.

Поверхность поселения неровная, задернована, следов западин не обнаружено. В южной части поселения была проведена зачистка осыпи, что позволило выявить следующую стратификацию: культурный слой – темно-серый гумус 10-12 см. Найдено 10 фрагментов керамики, 4 из них – с треугольным вдавливанием. Время поселения рыбаков. Датировка не ясна. Памятник не изучен.

В 2000-х годах у южной части памятника была проложена дорога к устроенному мосту через реку Кейзес. Подъезды к мосту каждую весну подсыпаются, грунт подгребается бульдозером, в том числе и из памятника.  Учащиеся школы ежегодно находят у моста и в реке Кейзес керамику, в том числе орнаментированную «уточкой» и гребенчатым штампом, куски шлака. Найден глиняный амулет овальной формы с аналогичным орнаментом, что позволяет также отнести памятник к раннему железному веку и Кулайской культуре (см. фото).

При составлении описания памятников использованы паспорта памятников хранящиеся в областном Музее просвещения, материалы отчета экспедиции Е.М. Данченко.

В первом тысячелетии нашей эры в Сибири появись остяки: кеты и ханты. Ученые разделили эти языковые группы лишь в 20 веке. В дальнейшем большинство кетов ушли на Енисей, оставшиеся растворились среди финно-угров и тюрков, а ханты остались. Упоминания о присутствии последних на берегах Уя, вплоть до начала 19 века, есть в воспоминаниях старожилов первых русских деревень и архивных документах. Жили они по реке Уй в устьях малых рек зимой в землянках в аршин глубиною, крытых жердями и землей, а летом – в чумах из жердей, обтянутых берестой.

Умерших сородичей оборачивали берестой и хоронили в земле. Поэтому сегодня практически невозможно найти следы их жилищ и захоронений. В наследство от них остались лишь названия большинства наших малых рек (их значения вы сможете найти в истории населенных пунктов).

С 5 по 13 века Западная Сибирь входила в Тюркский каганат, с 13-го – в состав Монгольского государства (улуса Джучи, затем – Золотой Орды), а позднее – в Сибирское ханство. С этого времени на берегах Иртыша появились татары, оттеснив остяков на север. Кстати, благодаря им и появился термин остяки. «Оштяк» с татарского – чужеземец.

Но к моменту присоединения Сибири к Московскому государству на всей территории Тарского уезда ясачных людей было всего 642 человека. А во всей Западной Сибири в начале 17 века насчитывалось не более 4000 татар («Материалы по землевладению и экономическому быту инородцев Тобольской губернии». Тобольск, 1911 г.). Использовать и контролировать всю территорию они, конечно же, не могли.

Большая часть ясачных татар проживала по левому берегу Иртыша ближе к Тобольску (Тоболо-Иртышская группа). На правом берегу Иртыша они  появились лишь во второй половине 16 века (поселений 13-15 веков археологами не выявлено). Относились они к Аялынскому роду и проживали преимущественно по Иртышу и старицам, между реками Тара, Уй и Туй, а также по реке Таре, и имели здесь наследственные земли.

После присоединения Сибири, многие ушли в степи, а оставшиеся платили в казну ясак. Н.А. Томилов, С.Н. Корусенко и Б.О. Долгих перечислили деревни Аялынской волости в первой четверти XVII века сверху вниз по течению Иртыша: Чеплярева, Тар-Томак (современная Усть-Тара), Рухлерь (современное Екатерининское), Буксунова (современная Темшеняково). Пока не ясно, где находилась д. Сеиткулова: либо это поздний Bulunbai или Otrau-аул неподалеку от Чеплярова, либо д. Сеткуловка в 20-30 км южнее, но в любом случае она самая верхняя по течению. Неясно также, где располагались деревни Буян, Большая, Байгильдеева, Уй-Томак (устье), Ашут. И какая из них была ставкой татарского  князька  (вряд ли  поселение и курганы недалеко от наших Юрт имеют отношение к одной из них).

Так как большинство ученых определяют восточные границы их владений по притокам Иртыша в 40-50 километров (за исключением реки Тары) – это современные Тарский и Муромцевский районы. К тому же Аялымская, а позднее и Бухарская волости не имели единой границы земель, а состояли из отдельных дач, принадлежащих татарским и бухарским юртам, которые четко обозначены в старинных документах. И поэтому о земельных спорах с крестьянами первых правобережных русских населенных пунктов: Слободы Бергамакской, деревень Логинова и Ананьина неизвестно. Хотя  на левом берегу и ближе к Тобольску такие споры имели место, особенно из-за озер,  и чаще всего решались в пользу коренного населения.

О татарских поселениях этого периода в среднем течение реки Уй неизвестно. Однако появляться на современной территории района татары появлялись, как для взимания ясака с остяков, так и для охоты и сбора кедрового ореха по Ую и его притокам. А бухарцы – для торговли. И несколько топонимов в нашем районе, скорее всего, татарского происхождения: Уй, Тюргеуль, Кустак.

Из архивных документов известно о двух наследственных участках Аялынских татар – отхожих дачах по реке Кильчеть и между реками Учук (Учуг) и Болгун. Последний еще в начале 18 века владелец Чунбек Ядго, вероятнее всего житель Усть-Тары, продал за ненадобностью бухарцам, а те отдали его в аренду русским крестьянам. И первый подобный спор из-за земли на территории современного района возник не с татарами, а с бухарцами в начале 19 века (подробнее о нем смотрите в истории деревни Юрто-Уйск) и был решен в пользу крестьян. (ТА. Ф. И. 154, оп. 20, д. 949).

Еще один подобный конфликт недалеко от границ сегодняшнего муниципалитета возник в 1840-х годах между бухарцами и «выпущенными» на землю с Екатерининского винного завода каторжанами. Губернатором и  судом он был решен в пользу новых крестьян. Земля была признана казенной, так как бухарцы не имели наследственных прав на нее, а получили за службу, и пользовались ею сверх нормы в 15 десятин на душу.      Участком в верховьях реки Кильчеть, аялымские татары тоже не пользовались. В конце 1840-х годов здесь возник выселок с одноименным названием и мельница Федота и Афанасия Седельниковых. С оформлением мельницы земельных проблем не возникло, а так же и с ее переносом на другое место в 1856 году, что подтверждает Указ Казенной Палаты (ГАОО. Ф. 183, оп.3, д. 99). Но при официальном оформлении участка в 1858 году было указано, что выделен он из земель деревни Усть-Тарской (АОО. Ф. 183, оп.1, д. 415). Поэтому официально узаконить выселок Кильчетский, на котором уже имелось 4-5 дворов, в 1860 году губернские власти отказались, ссылаясь на то, что земли, которыми пользуются крестьяне, принадлежат инородцам.

Однако претензий последние  не предъявляли и юридических документов на право собственности не предоставляли. Тем не менее, чиновники вынесли категорическое решение – поселение уничтожить, крестьян в течение года переселить, а на мельнице оставить только временное жилье и  хозяйственные постройки (ТА. Ф. И-154, оп.1, д. 24). Однако проверять исполнение не стали, и выселок остался на прежнем месте, только название поменял на Федотовский, а споров с татарами так и не возникло.

К этому времени относится и единственный факт спора из-за земли на территории современного района между переселенцами и ясачными татарами. Поселившиеся в середине века на Исасе у выселка Михайловского крестьяне из Вятской губернии стали распахивать земли в сторону Усть-Тары, до которой было всего чуть больше 20 километров. Обеспокоенные этим инородцы написали жалобу и предъявили документы, якобы подтверждающие их права и на земли по Исасу. Но у тарского купца  Попова, владельца чугунно-литейного завода, то же были документы на все земли по берегу реки Уй в среднем его течении и притокам. Чиновники выехали на место, и решили вопрос в пользу переселенцев (ГИАОО. Ф. 183, оп.1, д. 92). К делу были приложены документы на арабском и русском языках.   Есть грамоты и расписки на арабском и в планах мельниц и заимок на реках Кильчеть и Исас седельниковских крестьян Избышева, Томского и Седельникова, так как их участки граничили с владениями бухарцев и татар, но споров не возникало (АОО. Ф.183, оп.1, д. 464-467).

С 1874 года, после десятков подобных разбирательств в губернии, старинные грамоты татар были признаны недействительными, а в 1878 году все лишние земли у деревень, в том числе инородческих, были отрезаны в казну. Поэтому утверждения, что все земли на территории современного Седельниковского района принадлежали татарам, а они были первыми жителями Уйских урманов и дали название большинству наших рек – ложные.

Сергей СЕРОБАБОВ.

94233075