14 марта состоялось заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям. Рассматривались три вопроса, касающихся подготовки к предстоящему пожароопасному периоду, соблюдения мер по предупреждению распространения инфекционных заболеваний в период паводка, а также оценивалась готовность муниципального звена РСЧС к работе во время возможного половодья и возникновения ландшафтных и лесных пожаров.

О том, что весна – напряженная пора для пожарных, глав сельских поселений и руководителей служб экстренного реагирования – знают многие. Именно поэтому в то время, когда ещё повсюду лежит снег, обсуждались профилактические вопросы, позволяющие избежать серьезных проблем в апреле – мае. Меры, которые назвал руководитель территориального отделения надзорной деятельности Павел Бружес, не новы, но весьма действенны: это очистка территории домовладений и населенных пунктов от сухой растительности, создание вокруг сел и деревень минерализованных полос шириной в 10 метров, запрет несанкционированных свалок и их ликвидация, организация мест забора воды для заправки пожарных машин и многое другое. Но самое главное – оповещение населения о соблюдении противопожарных мер и строгое их исполнение.

Как показывает практика, сегодня главная беда – не столько лесные и ландшафтные пожары, которые зачастую возникают по вине человека, сколько заросшие огороды и целые усадьбы на территории самих населенных пунктов. Помочь главам поселений в решении этого вопроса должны и жители, и уже есть немало примеров, когда частники выкашивают траву и убирают территорию соседних заброшенных домов, дабы исключить саму угрозу возгорания.

Помогают главам и добровольные патрульные группы, главная задача которых оповестить о возгорании или появлении в округе дымов. Понятно, что с формированием таких команд в поселениях – большие трудности, сегодня мало кто хочет нести ответственность за других, но при этом должно быть и понимание, что когда из леса или от дороги придет пожар, он не будет разбирать – по какой причине вы не стали помогать своим односельчанам: сгорят все. Случай в Эстонке в 2011 году – красноречивее любых слов: деревни теперь попросту нет.

Готовым и жителям, и руководителям сельских территорий надо быть и к отключению электричества, причем не только в период пожара, но и для его предотвращения, например, при неблагоприятных погодных условиях. Резкие порывы ветра, а весной они довольно сильные, доходящие до шквалистых значений, лучше пересидеть без света. На это время в домах не лишним будет запас воды: и для приготовления пищи, и на случай возможного тушения построек.

Проработали на заседании члены комиссии и вопросы обеспечения лекарственными препаратами сел, подпадающих в зону возможного подтопления, предусмотрели доставку баллонного газа в деревню Денисовку, которая может быть отрезана от большой земли. На случай блокирования дороги на Муромцево, газ в район будет доставляться через Тару. С руководителем ДРСУ Андреем Разумовым была обговорена возможность доставки тралом дорожного хозяйства спецтрактора сельского лесхоза, который может быть использован для подготовки минерализованных полос в сельских поселениях.

Все это – возможные сценарии развития событий, что будет в реальности – покажет жизнь. Никому не хочется повторения называевского примера, когда в 2022 году в считанные минуты огнем были охвачены десятки домов. Поэтому предельно внимательными и ответственными надо быть всем – и руководству муниципалитета, и нам, рядовым жителям сел и деревень.

Алексей БАСТРОН. Фото автора

94233075