Милютин Дмитрий Акимович (1916-1943 гг.), уроженец деревни Яранка Седельниковского района. В РККА призван Нанайским РВК из Нанайского района Хабаровского края в 1941 году. Старший лейтенант, командир роты противотанковых ружей 4 отдельного противотанкового батальона 62 и 8 гвардейской армий 3 Украинского фронта. Погиб 11 октября 1943 года, похоронен на хуторе Новомихайловский Красноармейского района Запорожской области, Украина. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Сталинграда».
У многих людей есть знаковые годы, знаковые даты. Для нашего земляка Дмитрия Милютина таким стал 1943-й. Именно в этот год он был награжден орденом и медалью за бои в одной из сложнейших точек Великой Отечественной войны – Сталинграде. В тот же год он познакомился с девушкой, а в октябре – сложил голову на Украине. Эта неизвестная нам теперь подруга Дмитрия Акимовича, с которой-то и провел всего три вечера седельниковский старший лейтенант, схоронила его и написала об обстоятельствах гибели сестре Александре и матери Евгении.
Дмитрий Акимович Милютин родился в 1916 году. На срочную службу был призван в сентябре 1935 года Седельниковским РВК. Вероятнее всего, после службы домой он уже не вернулся. Парень был спортивным, стремился закрепиться в жизни. Об этом говорят два факта из его биографии. В воспоминаниях младшего брата, Ивана Акимовича, есть такая фраза: «старшего брата Димку за особые достижения взяли даже в спортивную школу, а я с пятого класса пошел работать». И второй – на Великую Отечественную войну Дмитрия Акимовича призвали Нанайским РВК из Нанайского района Хабаровского края в 1941 году. Значит, к этому времени он жил на Дальнем Востоке и, скорее всего, остался в армии на сверхсрочную службу. На это указывает и то обстоятельство, что к 1942 году он был уже лейтенантом, а следовательно, учился в военно-пехотном или артиллерийском училище.
Благодаря рассекреченным архивным материалам сегодня мы знаем, что с 16 ноября 1942 по 3 февраля 1943 года Дмитрий Акимович воевал в Сталинграде, за что в 1943 году был награжден медалью «За оборону Сталинграда» и, приказом № 101/н от 21 февраля 1943 года по войскам 62 армии, орденом Отечественной войны II степени.
При наступлении 24 декабря 1942 года стрелковому подразделению, которому была поставлена задача овладеть несколькими зданиями в Сталинграде, не давал подняться пулемет и снайпер противника. Дмитрий Милютин выстрелами из противотанкового ружья снял снайпера, а затем подполз к дзоту и уничтожил огневую точку. Как только с фланга начал работать другой пулеметчик противника, Милютин направился к нему. Лейтенант гранатами уничтожил вражеский расчет, лег за пулемет и открыл огонь по фашистам. Двадцать вражеских трупов насчитали потом наши командиры. Действия лейтенанта Милютина позволили пехотинцам выполнить поставленную боевую задачу, а сам он был удостоен ордена Отечественной войны II степени.
Но на войне судьба не всегда хранит под своим крылом лучших сынов Родины. 11 октября 1943 года вражеская пуля сразила лейтенанта Милютина. В седельниковскую Яранку от командования части была отправлена «похоронка»: «Командир роты противотанковых ружей 4 отдельного противотанкового батальона 3 Украинского фронта старший лейтенант Милютин Дмитрий Акимович, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит пулей из винтовки 11 октября 1943 года. Похоронен в селе Новомихайловка Красноармейского района Запорожской области. Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии…»
Об обстоятельствах гибели и похорон, о которых не было сообщено в официальной бумаге, сестре Дмитрия Милютина – Шуре – на украинском языке написала его девушка (Орфография письма сохранена – А.Б.): «Здравствуйте, незнакомая Шура! Во первых строках того письма я хочу известить за вашего сына, который погиб за город Запорожья. Осталась у меня його кохта. Мы с ним гуляли, гитара грала, он прислуживав. Я с ним недолго гуляла, только три вечера. Он говорил, что я нежонатый, ну я точно не знаю. Когда мы разошлись, то он як почувствовав, що, Маруся, когда меня убьют, шоб меня здесь похоронили, под яблоней. Повез он в 12 часов ночи продукты машиною, а у 6 часов утра привозят убитого. Я тоди облила обличие, бо он дуже був у крови, я когда обмывала, то не видала за слезами ничего. Тоди вспомнила своего отца, который погиб за Дон. Ховали его хорошо, в новой одежи, но только без труни, в палатке, и обличье обложили носовыми платочками, которые я вышивала и дарила. Коло ниго ещё 17 душ танкистов в другом саду.
Я всегда оправляю його гроб, цветы стоят, на гробу венок лежит, проволокою огородила и забор сделала. Я только выйду за хату и видно его гроб. Вийде моя мамка, заплаче. И говоре: хай дожадась мати його чи сестра. Стояла у нас ихняя часть и нихто нипонралився, как ваш сын Дмитрий.
До свидания, незнакомая Шура и його мать. Його побачила пуля на один сантиметр вид бровью.
Травин (или Траван – А.Б.) Маруся, 25 февраля 1944 года».
1 апреля 1944 года матери Дмитрия Акимовича – Евгении Сергеевне Милютиной – было отправлено ещё одно письмо: «Добрый день! Сообщаю вам, что ваш сын погиб при штурме города Запорожья. Долго не писала, что не ходили письма. Похоронен на хуторе Новомихайловский. Если хочете, приезжаете, увидите, где ваш сын похоронен. Облецов Иван, сын. Милютин Дмитрий Акимович…»
Кто такая Маруся, побывали ли сестра и мама на могиле Дмитрия Акимовича, сегодня родственники погибшего лейтенанта не знают. Осталась лишь память о нем, письмо украинской девушки да «похоронка». Увековечен Дмитрий Милютин в восьмом томе Книги Памяти Омской области, теперь – и в книге «А вслед нам токовали глухари».
Алексей БАСТРОН