Прокушев Иван Николаевич (1910-1989 гг.) уроженец города Анжерка Анжеро-Судженского района Кемеровской области. В РККА призван Седельниковским РВК в 1938 г. Майор, заместитель командира батальона по политической части 159 танковой бригады 126 стрелковой дивизии. Воевал на Сталинградском, Западном, Юго-Западном, Белорусском и 2 Прибалтийском фронтах. Ранен. Награжден тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны I степени и орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

В советских книгах и фильмах о Великой Отечественной войне авторы уделяли большое внимание политической подкованности советских бойцов и роль политрука и комиссара, а позже замполита, нередко ставили даже выше командира воинского подразделения. Глядя же на сегодняшний «новодел», удивляешься, насколько диаметрально изменилось представление о заместителях командиров по политической части: они и трусоватые, и хамоватые, а то и просто – наглецы, каких свет не видывал.

Однако, как и сейчас, тогда всё зависело от конкретных людей. Если на этой должности находился нормальный и воспитанный человек – он никогда не грубил, а в бою – не прятался за спины подчинённых. Так в годы Великой Отечественной воевал и наш земляк Иван Николаевич Прокушев.

Первые сведения о его боевом пути у меня появились ещё в 2010 году. Тогда в мои руки попал «комсомольский альбом», написанный молодёжью 1970-х к очередному юбилею Октябрьской революции. На одной из его страниц школьники записали воспоминания  Прокушева о десантной операции в Восточной Пруссии в октябре 1944 года. А вот последние данные удалось заполучить лишь весной 2013-го. Тогда и сложилась мозаика участия Ивана Николаевича в войне 1941-1945 годов.

Краткая справка

Иван Николаевич Прокушев – один из первых комсомольцев нашего района. В 1928 году он закончил Муромцевскую школу крестьянской молодежи. После этого стал работать секретарем Верхне-Баклянского сельского совета и, одновременно, секретарем комсомольской организации. В 1931 году назначен культурным пропагандистом районного комитета ВЛКСМ, а через год был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Отслужив, остался в армии на сверхсрочную службу.

В 1935 году поступил учиться в Высшую коммунистическую сельхозшколу Новосибирска, а после окончания курса обучения был назначен секретарем РК ВЛКСМ в Красноярском крае. В 1938-м по спецнабору уехал учиться в военно-политическое училище им. М. Фрунзе в город Горький. Там получил звание политрука и в качестве политработника попал в город Барановичи накануне вступления Красной Армии в Польшу (лето 1939 года). В октябре 1940-го был принят слушателем военно-политической ордена Ленина Академии Красной Армии, но окончить её не успел: началась Великая Отечественная война. Её дорогами он прошел от начала до конца.

В 1946 году демобилизовался и стал работать инструктором районного комитета КПСС, затем – заведующим военным отделом, секретарем райкома партии по кадрам в Красноярском крае. Там же (в 1951 году) закончил двухгодичную партшколу.

В 1956 году вернулся на родину – в Седельниковский район, и здесь был назначен секретарем парторганизации Кейзесской МТС, где и проработал до её закрытия.

Умер в апреле 1989 года.

Под Сталинградом

Декабрь 1942 года. 159 танковая бригада, в которой воевал Иван Николаевич Прокушев, – в подчинении 1 танкового корпуса Юго-Западного фронта. За неделю до нового, 1943 года, заместитель командира мотострелкового батальона по политической части капитан Прокушев был представлен к своей первой награде – ордену Красной Звезды. В наградном листе – никаких громких фраз о подвигах нашего земляка. Всё, казалось бы, обыденно, вот только дела говорят об обратном: «Товарищ Прокушев в течение всего периода боёв находился среди личного состава, который вёл боевые действия, организовывал и помогал заместителям командиров рот по политчасти и парторганизациям в налаживании политической работы в подразделениях…».

Не стоит сбрасывать со счетов время и место этих событий. В декабре 1942-го 159 танковая бригада находилась на одном из опаснейших направлений советско-германского фронта – Сталинградском участке. Там от противника до командных пунктов советских дивизий и армий порой не было и 300 метров, что уж говорить про КП бригад, полков и батальонов. Те были на самом «передке».

Какой же был толк от той политической работы, которую «налаживал» наш земляк? Об этом говорит вторая часть наградного листа: «За месяц боев моторизованным стрелково-пулеметным батальоном, в котором служил капитан Прокушев, уничтожено живой силы до 2000 человек, один танк, 15 автомашин, 18 станковых и 25 ручных пулемётов». Кроме того, Иван Николаевич организовал эвакуацию раненых с поля боя. Ни один солдат и офицер не остался без медицинской помощи и последующей отправки в полевые и стационарные госпитали. В том же документе есть запись о личном участии замполита Прокушева в боях под Усть-Медведицкой и на высоте 161.

На Курской дуге

Второй наградной документ датирован уже 1 сентября 1943 года. За месяц до этого 1 танковый корпус, в котором была 159 танковая бригада, вошел в состав Брянского фронта и после участия в Курской битве наступал в Брянской операции. В этих боях Иван Николаевич «…показал себя стойким, выдержанным и грамотным офицером, умеющим мобилизовать личный состав на выполнение боевого приказа командования». Сам Прокушев в самые горячие дни Курской битвы постоянно находился в боевых порядках наступающих советских войск. Вот лишь один эпизод.

14 июля 1943 года моторизованный батальон автоматчиков попал под сильный миномётный и артиллерийский огонь противника. Иван Николаевич лично помог погасить замешательство наших бойцов и смелым рывком вперед вывел их из-под обстрела. Мало того, в этой атаке им удалось занять два населенных пункта. В июльских боях батальоном были уничтожены один самолёт, две миномётные батареи, две пушки и свыше трёхсот солдат противника. За этот подвиг капитан Прокушев награждён вторым орденом Красной Звезды.

Под Витебском

Когда работаешь с наградными документами, временные разрывы между ними растягиваются на несколько месяцев, а то и год-два. Но это вовсе не означает, что бойцы в это время просто отсиживались в окопах и вели только позиционные бои. Сегодня историкам стали доступны как мемуары полководцев, так и архивные документы воинских подразделений, в том числе журналы боевых действий. Вот лишь несколько эпизодов участия 159 танковой бригады в зимних операциях 1944 года. За те бои Прокушев не представлен к наградам, но от этого его ратный труд не стал менее значим.

7 января  1944 года

В 7.33 159 танковая бригада сосредоточилась в районе леса в 1 км южнее Прудино. В составе бригады – 31 танк и четыре СУ-122, 42 активных штыка. В 12.00 бригада выступила в направлении Ковальково и Зароново. В районе северной окраины деревни Матрасы бригада была встречена минным полем и сильным артиллерийско-миномётным огнём противника из района Городище-Сыворотки. Ведя бой с противником, 4 танка вышли к Витебскому шоссе, где были сожжены огнём противника.

Потери: подбито 4 танка, 3 подорвались на минах, 5 танков застряли в болоте.

9 января 1944 года

7 танков вышли в район рощи, что в 500 метрах севернее Зароново, где заняли оборону. В 14.00 выслана разведка из танков по шоссе в направлении школы. На развилке дорог один танк подбит, другой сгорел, третий вернулся обратно.

13 января 1944 года

В 11.30 бригада во взаимодействии с пехотой атаковала передний край в направлении Топорино. Не дойдя 500 метров до деревни, два танка были сожжены огнём противника, а остальные отошли на восточную опушку леса, что западнее Топорино, и вели огонь с места по огневым точкам противника. На участке действий 95 стрелкового полка 31 гвардейской стрелковой дивизии противник силою до батальона перешёл в контратаку, создавая угрожающее положение нашей пехоте. Танки сильным огнём и гусеницами остановили противника и обратили его в бегство. На поле боя фашисты оставил более 70 трупов. Всего за день уничтожены две пушки, столько же пулемётов, около ста солдат и офицеров противника, разбито два дзота.

Потери: сгорело 5 танков.

И так каждый день. Лишь 11 февраля бригада была выведена с передовой и занялась пополнением личного состава и материальной части (Центральный архив Министерства обороны РФ, ф. 3225, опись 1, дело 9, листы 63-70).

В Прибалтике

А в июльских боях 1944 года наш земляк в очередной раз отличился и 29 августа приказом № 015/н по войскам 1 Прибалтийского фронта был награждён орденом Отечественной войны I степени. К этому дню заместитель командира моторизованного батальона автоматчиков 159 танковой Краснознаменной бригады Прокушев стал уже майором и не раз побывал в боях, своим примером и личным мужеством воодушевляя бойцов на выполнение приказов командования. В одном из сражений, 2 июля 1944-го, погиб земляк и однополчанин Ивана Николаевича – заряжающий танкового орудия младший сержант Иван Елсуков, уроженец деревни Китлияр. Он был похоронен в городе Дзинса Минской области.

С 23 июня по 3 июля 1944 года в части не имелось ни одного случая аморального поведения. «…У всего личного состава благодаря хорошо поставленной воспитательной работе был единый порыв – только вперед. При форсировании реки Западная Двина, находясь в боевых порядках батальона, показал личный пример форсирования реки с марша под артиллерийско-миномётным огнём. В этих боях Прокушев показал умение мобилизовывать личный состав на выполнение боевого приказа. За эти дни значительно выросла партийная и комсомольская  организации за счёт лучших офицеров», – записал 12 июля 1944 года в наградном листе на представление Ивана Николаевича к ордену Красного Знамени командир части гвардии майор Лосев. Правда, наградили замполита другим орденом.

Ещё об одном боевом эпизоде своей биографии Прокушев рассказал поисковикам 1970-х, и благодаря их записям этот факт дошёл до наших дней:

«Шел 1944 год. Я в то время был заместителем командира батальона в танковой бригаде. В начале октября наш танковый корпус  получил задачу прорвать оборону немцев на юго-западной границе Шауляя, отрезать немцев, оборонявшихся в районе Клайпеды, выйти к реке Неман, форсировать её и попасть на территорию Восточной Пруссии. Это были незабываемые дни, когда нам предстояло не только освободить территорию своей страны, но и впервые перейти границу и выйти на территорию врага. Поэтому вся подготовительная работа проводилась под знаком чёткого выполнения поставленной боевой задачи каждым бойцом, подразделением и в целом соединением.

Прорвав оборону немцев, наша бригада, не дожидаясь пехотинцев, стремительно двигалась вперед, уничтожая во встречных боях все заслоны противника. Двигались мы быстро, на танках настигая отступающие фашистские части. На второй день мы догнали отходившую колонну пехотинцев и танков. Они, зажатые между двумя водоёмами, не успели развернуться и перестроиться и были нами атакованы. В бою были уничтожены пять танков противника, две самоходки и много автомашин. А экипажи немецких танков, пытавшиеся бежать, были взяты в плен нашими автоматчиками.

Серьезное сопротивление немцы попытались оказать в местечке Кельм. Наши танки сходу ворвались в населенный пункт и взяли его. Немцы же пошли на хитрость. Они решили пропустить танки вперед, а затем отрезать нашу пехоту. Для ликвидации создавшейся угрозы командир бригады приказал одному танковому и нашему, моторизованному, батальонам, ударить в тыл немцам. В результате такого манёвра фрицы оказались между молотом и наковальней и были раздавлены. Нам некогда было подсчитывать уничтоженную технику, живую силу противника и трофеи. Надо было двигаться вперед. Перед нами была государственная граница СССР. Когда мы вышли на неё, вся бригада, сняв головные уборы, трижды прокричала «Ура!» и дала залп из всех видов оружия. На своём пути мы уничтожили штаб немецкой танковой дивизии и вышли к Неману, отрезав фашистов в районе Клайпеды.

С выходом к Неману связаны и мои личные действия в этой операции. Перерезав шоссейную и железную дорогу, танки продвинулись к городу Шибен, а я с противотанковой и миномётной батареями был оставлен защищать захваченные переезды. На рассвете к нам из Клайпеды стали подходить отступающие немецкие эшелоны. Остановившись, они разгрузились и вызвали авиацию. Не дав им времени сосредоточиться для прорыва, я приказал противотанковой батарее открыть огонь по вражеским паровозам, чтобы не дать им возможности отойти. Вызванная в помощь танковая рота с автоматчиками под прикрытием миномётного огня завершила разгром немцев. Через несколько часов мы тоже форсировали Неман и вошли в Восточную Пруссию».

В наградных же документах этот эпизод представлен если уж не сказать, что сухо, то скупо – точно: «В боях за местечко Шилем (так в документе – А.Б.) товарищ Прокушев находился на огневых позициях противотанковой батареи, помогал командиру. За мужество и отвагу, проявленные личным составом батареи, командир бригады всем объявил благодарность».

За участие в этих боях начальник политотдела 159 танковой бригады подполковник Павлов написал представление на награждение майора Прокушева орденом Красного Знамени. Однако командование вновь снизило статусную планку награды, и 21 декабря 1944 года на груди Ивана Николаевича засиял четвёртый орден – Отечественной войны II  степени.

Под Кенигсбергом

Последний же наградной лист на замполита Прокушева был подписан 11 апреля 1945 года начальником политотдела 126 стрелковой дивизии. В новую часть он попал уже после ранения и контузии. Но и здесь, судя по документу, не бил баклуши. Весной 1945-го он занимался подготовкой  личного состава частей дивизии к предстоящим боям, провел большую работу по укреплению партийных организаций. С 28 марта по 1 апреля 1945 года парткомиссия приняла в ряды ВКП(б)  47 человек. Когда начались бои, Иван Николаевич вновь оказался на передовой в составе наступавших  358 артиллерийского и 550 стрелкового полков. В ходе этих боёв сильно укреплённая оборона противника в районе Кенигсберга была прорвана.

И опять наградной отдел поменял Прокушеву награду. Вместо записанного в представлении ордена Отечественной войны II степени он был награждён третьей по счёту «Красной Звездой». А в 1985 году Иван Николаевич получил и третью Отечественную войну.

Алексей БАСТРОН

94233075