Макаров Михаил Афанасьевич (1917-2002 гг.), уроженец деревни Тереуль Седельниковского района. В РККА призван Ульяновским ГВК Куйбышевской области в апреле 1940 года. Выпускник Ульяновской военной авиационной школы летчиков 1941 года. Капитан, командир звена 828 штурмового авиационного полка 260 штурмовой авиационной дивизии 4 воздушной армии. Член ВКП(б) с 1943 года. Совершил 118 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника. Награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, двумя орденами Боевого Красного Знамени, Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Отечественной войны II степени, «Знак Почета», медалями  «За оборону Советского Заполярья», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». 18 августа 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза.

Все родственники Михаила Макарова связаны с Седельниковским районом. Здесь он родился 20 января 1917 года, отсюда в трехлетнем возрасте переехал в город Омск. Об этом рассказывала его двоюродная сестра, Макарова Валентина Федоровна. В добротный дом Макаровых переселилась семья Валентины Федоровны, так как её отец приходился родным братом Афанасию Макарову. Потом, когда Тереуль стал разъезжаться, дом забрали под контору маслозавода.

В памяти Валентины Федоровны четко отложилась картинка: два молодых парня в красивой летной форме идут с гармошкой по деревне Тереуль. Перед самой войной к ним в гости приезжал Михаил с двоюродным братом Никифором. Они тогда обучались в Омском аэроклубе.

В 2002 году я был назначен в Седельниковский район на должность военного комиссара. В один из дней разбирал накопившиеся в рабочем столе бумаги и в докладе ко Дню защитников Отечества прочитал: «Герой Советского Союза Макаров Михаил Афанасьевич». Знал, что в Седельниковском районе был только Герой Советского Союза – Кропотов Михаил Васильевич. А кто же такой Макаров? За разъяснениями я обратился к старейшему краеведу Раисе Семеновне Шевченко. Она перенаправила меня к бывшему директору Седельниковской средней школы №1, фронтовику Василию Александровичу Махневу. Он-то и поведал мне, что Иван Иванович Репин, когда был директором местного аэропорта, каким-то образом узнал про Макарова, что он здесь родился и в трехлетнем возрасте с родителями переехал в Омск.

– Так Макаров погиб? –  спросил я.

На что Василий Александрович ответил:

– Нет, Михаил Афанасьевич вернулся с фронта, некоторое время работал в Омском аэропорту на местных гражданских авиалиниях, а потом перевелся в Новосибирск. Там он и летал до выхода на пенсию.

Новосибирск – город с миллионным населением. Как там найти Макарова? Тем более фамилия Макаров очень распространенная. Интернета в ту пору у нас не было. Что делать? Зацепился за информацию, что Михаил Афанасьевич работал в аэропорту. Я знал, что он называется Толмачево. Написал туда письмо, в адресной строке указал: «г. Новосибирск, начальнику аэропорта «Толмачево».

Написал и за повседневными делами забыл об этом. Каково же было моё удивление, когда из Новосибирска 15 апреля 2005 года я получил бандероль от неизвестной мне женщины. Когда я вскрыл её, то понял, что эта посылка связана с именем Михаила Афанасьевича. Бандероль прислала дочь Макарова, Ольга. Немолодая уже женщина с горечью писала: «В последние годы его жизни отцом никто не интересовался, а когда он умер, про него и вовсе забыли. Поэтому, так как вам это интересно, отправляю документы и фотографии отца».

Просмотрел содержание бандероли, здесь было много подлинников. Задумался, куда же деть такое богатство. По совету Раисы Семеновны Шевченко передал содержимое посылки вместе с письмом в первую школу райцентра. Там на третьем этаже в зале Боевой Славы краеведы оформили стенд о легендарном летчике-штурмовике, на торжественное открытие которого пригласили Валентину Федоровну Макарову из Богдановки.

Почему я сделал особый акцент на этом эпизоде? Да хотя бы потому, что во всех биографических справках Михаила Макарова место его рождения указано другое – город Омск.

Так кто же такой Михаил Макаров и за какие боевые заслуги он получил звание Героя Советского Союза?

Михаил Афанасьевич после семилетки в 1933 году окончил фабрично-заводское училище и в 1935-м – Омский аэроклуб. После этого поступил в Ульяновскую военную авиационную школу пилотов и окончил её в 1941 году. Как одного из лучших курсантов, его направили инструктором летной подготовки в такую же школу, но в Воронеже.

В 1941 году началась Великая Отечественная война, и Макаров с первых же дней стал проситься на фронт, но ход его рапортам дали только в конце 1942 года. Хорошие инструкторы были наперечет. С января 1943 года он уже в действующей армии. Летчик, затем командир звена штурмовиков. За два с половиной года пребывания на фронте Михаил Макаров совершил 118 успешных боевых вылетов на штурмовку переднего края противника и уничтожение живой силы и боевой техники врага (для летчиков штурмовой авиации это очень высокий показатель). 29 раз он лично водил группы штурмовиков в бой, девять раз участвовал в воздушных боях с истребителями противника. Зарекомендовал себя грозой немецко-фашистских захватчиков. У Макарова на хвосте самолета был нарисован лев.

Надо сказать, что за штурмовиками с той и с другой стороны охотились не только зенитчики, но и истребители, так как они наносили большой урон живой силе и технике, и жизнь у летчиков-штурмовиков была короткой.

Вот один из примеров. Полку, в котором проходил боевую службу капитан Макаров, поставили задачу совершить налет на аэродром врага, на котором базировались бомбардировщики. На выполнение этого задания было направлено четыре звена, в том числе и макаровское. Аэродром охранялся зенитной артиллерией и истребителями, и наши летчики об этом знали. Под плотным огнем противника на малых высотах они подобрались к цели и накрыли её, большинство вражеских бомбардировщиков было уничтожено. Но на выходе из боя на штурмовиков обрушилась большая группа немецких истребителей. Наши летчики приняли бой, а стрелок-радист Макарова огнем пулемета даже сбил одного стервятника. На этот раз нашим штурмовикам помогли выучка, слаженность и осмотрительность.

Когда штурмовики, выполнив боевую задачу, вернулись на аэродром, механик самолета Макарова на его машине насчитал около 500 пробоин. Можно сказать, что самолет летел на честном слове и, как в песне поется, «на одном крыле». И так бывало часто.

Чтобы представить ту тяжелую и опасную работу, которую выполнял на фронте наш земляк, достаточно открыть любой из его наградных листов, хранящихся нынче в Центральном архиве Министерства Обороны России в Подольске. Вот выдержка из приказа, согласно которому Михаила Афанасьевича Макарова в 1945 году наградили орденом Александра Невского: «Товарищ Макаров за время Отечественной войны в боях с германским фашизмом проявил себя стойким и мужественным защитником Родины. 20 апреля 1944 года за 10 успешно произведенных вылетов был награжден орденом Отечественной войны II степени. 12 июля 1944 года за 21 успешно произведенный вылет награжден орденом Красного Знамени. 26 октября 1944 года за 21 успешно произведенный вылет награжден вторым орденом Красного Знамени.

После третьей правительственной награды товарищ Макаров произвел 24 успешных боевых вылета на бомбардировку и штурмовку живой силы и техники противника. При этом лично нанес ущерб врагу, взорвал склад с боеприпасами, более 90 метров железнодорожного полотна, вывел из строя паровоз, подавил огонь шести орудий малой зенитной артиллерии, сжег 14 вагонов, взорвал 17 землянок, убил 12 лошадей, до 100 солдат и офицеров противника. В воздушном бою сбил один вражеский самолет.

Особенно товарищ Макаров отличился в боях 16 января 1945 года при штурмовке артиллерийских позиций противника и живой силы на дороге Цеханув и в квадрате 0629. Будучи ведущим группы девятки Илов, поставленную задачу успешно выполнил, лично уничтожил одно орудие зенитной артиллерии, зажег один вагон и при выходе от цели обстрелял железнодорожный эшелон в квадрате 1236.

19 января 1945 года при штурмовке отступающей живой силы и техники противника в районе городища в трех километрах северо-западнее Журоменя прямым попаданием бомб взорвал один дзот, подавил одну точку малой зенитной артиллерии и убил до 10 гитлеровцев.

31 января 1945 года при штурмовке живой силы и техники противника в районе города Торн и церквей прямым попаданием бомб в здания центра города создал очаг пожара, подавил одну точку малой зенитной артиллерии и убил до 9 гитлеровцев.

9 февраля 1945 года при штурмовке железнодорожного эшелона в километре северо-западнее населенного пункта Ешов прямым попаданием бомбы вывел из строя паровоз, сжег два вагона, взорвал 10 метров рельсов и при уходе от цели отбил две атаки истребителей противника.

За это время товарищ Макаров 12 раз водил группы штурмовиков на боевые задания, где в бою умело командовал экипажами, все задания выполнил отлично. Будучи ведущим группы, 4 раза участвовал в боях с истребителями противника, где также проявлял мастерство воздушного боя. Исполняя должность штурмана эскадрильи, в совершенстве научил летный состав штурманскому делу в любых тяжелых метеоусловиях и ориентировках. Все результаты боевых вылетов подтверждены экипажами штурмовиков, истребителями прикрытия и фотоснимками…»

К званию Героя Советского Союза Михаила Афанасьевича представил 18 апреля 1945 года командир 828 штурмового авиаполка майор Екимов, его поддержал командир 260 штурмовой авиадивизии гвардии полковник Калугин. Ровно через четыре месяца – 18 августа 1945 года – Михаил Макаров был удостоен этого почетного звания и награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Перечень его боевых заслуг, за которые он получил эти награды, занимает пять страниц убористого печатного текста, в котором кроме общих заслуг приведена конкретная работа по дням с выдержками из журнала боевых действий за 1944 и 1945 годы. Не буду приводить их полностью, все записи сегодня доступны в объединенной базе данных «Память народа», приведу лишь резюмирующие сводные записи личных действий и его звена.

Звеном под командованием капитана Макарова уничтожено: 86 автомашин, 137 повозок с грузом и военным имуществом, 25 жилых и служебных домов, 21 склад с боеприпасами и горючим, 32 орудия полевой артиллерии, 18 орудий малой зенитной артиллерии, 12 самолетов на земле, взорвано 15 ДЗОТов и 28 землянок с живой силой, 13 железнодорожных цистерн с горючим, разбито и сожжено 115 вагонов, 17 бронемашин, подавлен огонь 18 орудий полевой артиллерии и 98 орудий МЗА, выведено из строя 7 паровозов, создано 22 очага пожара в расположении живой силы и техники противника, сбито в воздушных боях 2 самолета Фоккевульф-190 и 2 самолета Мессерршмитт-109, убито 36 лошадей и до 800 солдат и офицеров противника.

Лично нанес ущерб противнику: уничтожено 36 автомашин, 56 повозок с грузом и военным имуществом, 11 орудий полевой артиллерии и 13 орудий МЗА, 8 складов с боеприпасами и горючим, 28 жилых и служебных домов, взорвал 8 блиндажей и 18 землянок, подавил огонь 18 орудий полевой артиллерии и 15 орудий МЗА, разбил и сжег 28  вагонов с живой силой и грузом, 15 автоцистерн, 6 тягачей, 3 паровоза и вывел из строя 4 паровоза, подбил и сжег 7 танков, взорвал 5 железнодорожных цистерн с горючим, потопил 2 водных буксира и 1 баржу с живой силой, уничтожил на земле 7 самолетов и сбил в воздушных боях 1 самолет, убил 42 лошади и 178 солдат и офицеров противника.

Победу Михаил Афанасьевич встретил в Берлине.

После войны Михаил Макаров вернулся в родную Омскую область, продолжил летать, только теперь в гражданской авиации. Сначала на Ли-2 и Ил-12 на местных линиях, затем был командиром корабля на реактивных комфортабельных пассажирских лайнерах ТУ-104 и ТУ-154, но было это после переподготовки уже в Новосибирске. Летал до 1975 года.

Затем летную работу пришлось оставить из-за возраста и состояния здоровья. Трудился в должности начальника штаба гражданской обороны аэропорта Толмачево г. Новосибирска. Когда ушел на заслуженный отдых, активно работая в ветеранском движении, часто встречался с молодежью, бывал в школах. В 1995 году участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве. Михаил Афанасьевич часто посещал мероприятия в музее А.И. Покрышкина, в новосибирском аэроклубе «Сиблет». И продолжал все это делать, когда ему было уже за восемьдесят. Ушел из жизни прославленный летчик 27 ноября 2002 года.

В Седельникове именем Макарова названа улица в микрорайоне «Южный». 27 октября 2015 года в торжественной обстановке была открыта мемориальная плита на ней, отдельный стенд посвящен Герою Советского Союза в зале боевой славы Седельниковской СШ №1, а теперь его имя увековечено и в нашем сборнике «А вслед нам токовали глухари».

Сергей КАЗАЕВ.

94233075