В середине августа в нашу редакцию обратился житель села Седельниково Павел Павлович Гида. Ситуация, что с ним произошла, с одной стороны неординарная, с другой – такая, в которую попасть может каждый. Его покусала большая собака, причем довольно сильно.
Как каждый из нас реагирует на такой триггер, как нападение собаки? По-разному, потому что факты нападения на каждого человека свои. Где-то реально пес выполнял свою «работу», и это был долг четвероногого перед хозяином. Опасно, когда вас атакует стая или даже одна взбешенная псина, от которой вы отбиться не в силах. Тут следует только обороняться и ни в коем случае не бежать.
У Павла Павловича ситуация особая – он по ошибке попал на территорию, охраняемую псом, и тот накинулся на человека. Когда мы в первый раз общались с Павлом Павловичем, у него не было обиды на саму собаку, так как он понимал, что другой модели поведения у нее не было сформировано. Прежде чем перейти к комментариям, дадим слово Павлу Павловичу, при этом сделаем оговорку – имен называть не будем, так как по делу пока не принято окончательного правового решения:
– 5 августа я занимался ремонтом бытовой техники в селе Унара. Созвонились с А., он попросил заехать к нему домой в Усть-Инцы и посмотреть холодильник. Объяснил, где проживает, назвал номер дома и добавил, что забор у него в ёлочку и покрашен жёлтым цветом, что дома его жена, и она меня встретит. Он её предупредит. Пока добирался по бездорожью на нужную улицу, в памяти остался только забор в ёлочку.
Вижу большой дом с забором с элементами декора в ёлочку и она жёлтым покрашена. Следующий дом по эту сторону был намного меньше и ёлочку на его заборе я не заметил с этого расстояния. Остановился у этого дома, взял инструменты, осмотрелся, вижу табличку «…злая собака». Думаю, что А. про собаку ничего не говорил, а жена, если встречает, значит, держит её под контролем. А может собаки и вовсе уже давно нет, а табличка просто висит. На двери дополнительных устройств и запоров не обнаружил.
Приоткрыл немного дверь и покричал хозяйку. Тишина, никого нет во дворе. Я открыл дверь на весь отворот, мало ли что, иду и зову хозяйку. Внезапно из-за угла дома выбегает алабай, и в этот момент слышу, что за мной захлопнулась дверь. Поверить во всё это не могу, как и представить, что же со мной сейчас будет.
Очевидно было, что с собакой работали по натаскиванию на человека. Она в прыжке набросилась на грудь и потянулась к лицу. Я отмахивался и сдерживал натиск, чтобы не упасть. Почувствовал за собой дверь и немного повернулся, чтобы её открыть, но у меня ничего не получилось. Собака схватила меня за ногу и стала рвать. Я схватил её за голову и придавил к земле. Через некоторое время она отпустила ногу и даже немного взвизгнула. Я понял, что контроль головы – это моё спасение. Алабай вырывался, а я давил его к земле, ведь на свободном пространстве мне её было не удержать. Увидел, что от столба ворот до дома есть подходящее ограниченное с трёх сторон место. Я понемногу передвигался с псом к нему, по-прежнему удерживая голову собаки вниз. В это время алабай стал вырываться и уже почти встал на ноги, а я по-прежнему сзади держал его голову и быстро присел на него, немного осадил, сдавил ногами туловище и мы оказались уже в этом ограниченном месте. Он немного успокоился и запыхтел. Двинуться ему сейчас было некуда, он злостно рычал. Я стал звать на помощь, кричал долго. Никого… Как я кричал, думаю, даже на соседней улице должны были услышать. Да где же думаю люди, где сама хозяйка? Помогли бы мне.
Обратил внимание, что в левой руке у меня ещё и мультиметр, который мешает мне. В таком шоковом состоянии мысли были только об одном: как спастись. Ждать помощи или искать иной выход? И так минут пять или десять ещё прошло… Я слабел руки немели, а собака подо мной отдыхала. Меня терзали мысли о возможной неминуемой гибели. Что-то нужно было предпринять. От столба к дому ограждение было из горизонтально набитых дощечек, они были не очень толстые. Я подумал, возможно, что и гвоздями они небольшими были прибиты. Решил проверить их на прочность. Не сразу получилось, но я с алабаем выдавил несколько из них, в которые пролезла его голова, а остальные он уже сам в прыжке вырвал и убежал.
Я подумал, что он снова в этот проём станет ломиться ко мне. Немного приоткрыл дверь на улицу и увидел, что алабай скрылся за длинным забором огорода. Думая, что собака оббежит и через огород снова в ограду попадёт, решаю побыстрее найти хозяйку. Прохожу двор и вижу, что в доме дверь на замке. Не могу даже сообразить, что дальше делать. Почему на замке? Где же хозяйка? А двери во двор со стороны улицы наоборот почему-то не заперты? И почему таких размеров агрессивная собака в свободном выгуле?
Решаю позвонить А., может он забыл и не предупредил супругу и говорю ему: «спасибо за то, что жена «дома ждала», что дом на замке оказался, что про собаку предупредил и что алабай меня потрепал». А он в ответ говорит, что собаки у него нет, что я ошибся домом и зашёл во двор соседей, так как только у них такой породы собака, а его дом следующий. Я в шоке…
Выхожу на улицу, смотрю, собака уже вышла из-за угла забора примерно в 30 метрах стоит от меня и смотрит в мою сторону. Думаю, может, успокоилась. Такая агрессивная собака на улице – это угроза для окружающих. Хотя сам ещё весь в волнении от только что пережитого нападения, решаю открыть ворота, чтобы она зашла во двор. Подпёр их доской, так как они сами закрывались. Рядом у дровника стояли вилы, я взял их, чтобы хоть как-то себя обезопасить и ими же столкнуть доску с более длинного расстояния после того, как алабай забежит во двор.
Но собака во двор не заходила, напротив, вновь попыталась наброситься на меня. Я отступился от своих намерений, сел в машину и проехал к дому А. и уже с близкого расстояния рассмотрел у него «ёлочку» на палисаднике. Вышла его жена и соседка из дома напротив. Увидели собаку, она уже ходила близко, стали говорить, что и раньше она неоднократно выбегала.
Женщины заметили, что я был в крови. И только тут, осмотрев себя, увидел, что ранения, особенно на ноге, очень даже серьёзные. Кровью наполнился ботинок, а я, пребывая в шоковом состоянии, не замечал этого. Затем объяснил в двух словах, что ошибся домом, где меня покусала данная собака, и что если бы я не выдавил доски в заборе и не освободился бы от пса таким способом, то он меня и вовсе загрыз бы.
Затем я извинился за то, что не смогу ей помочь, так как сам нуждался в медицинской помощи. В Усть-Инцах же заехал к брату, где мне помогли отмыться, наложили повязки и я поехал в больницу. В поликлинике мне оказали медицинскую помощь, сделали перевязку и назначили антирабическую вакцинацию от бешенства.
Вечером ко мне пришёл участковый и сообщил, что хозяйка собаки написала на меня заявление. В нём она меня обвиняет, что я незаконно проник на её придомовую территорию, где меня за ногу укусила её сторожевая собака, а я избил её вилами, тем самым причинил вред её имуществу. Это вновь меня повергло в шок. Если бы на пороге я увидел саму хозяйку с извинениями, то наполовину вопросов было бы меньше. Это значит, что если покусала (а ведь могла и на смерть загрызть) меня или любого другого человека, который вошёл случайно как я или намеренно, её собака пусть даже и на её дворе, то она ответственности никакой не понесёт.
Мне просто повезло, что в силу своей генетики я отбился, что я не хилый, что именно в этом месте выбились доски в заборе и пес вырвался на свободу. Я остался жив в замкнутом пространстве наедине с натасканной собакой таких размеров. Этого всего могло и не быть, если бы хозяйка, уходя, закрыла на засов дверь или просто накинула лямку на воротах, пусть даже без замка, или палочкой перегородила вход, как делали раньше в деревнях. Было бы понятно, что человека в доме нет.
Есть у меня и такой вопрос: почему такая собака не на привязи, почему она не в вольере? Можно подумать, что она хорошо воспитана и любой, кто войдёт, не будет ею тронут – она просто обойдёт человека, ляжет под дверь и не выпустит чужака на улицу, ожидая хозяев.
Читаю в Интернете про агрессивных собак, и алабая среди них не нахожу. Так что же произошло с собакой? Причем, это не первый случай, когда именно этот пес набросился на человека. По рассказам жителей, он и на других бросался и никаких административных мер не было принято к хозяйке, никаких предписаний по содержанию собаки. Я никого сейчас не обвиняю, но ситуация просто складывается парадоксальная: если человек после нападения стаи бродячих собак на ребёнка отстреливает их, то по закону его же ещё и обвиняют в живодёрстве, могут приговорить к реальному сроку. А если собака терзает человека насмерть или оставляет его с увечьями и человек на всю жизнь становится инвалидом, то это уже не живодёрство, а подходит под «самооборону», как в моём случае, ведь она защищала придомовую территорию.
Я не за отстрел, я за то, что случаи бывают всякие, можно, как я, просто по ошибке войти не в ту дверь и серьезно пострадать. И только по этой причине я за то, чтобы такие собаки содержались все же в вольере или на цепи. Ведь ошибиться дверью может не только взрослый и крепкий мужчина, но и ребенок.
Вадим КИСЕЛЕВ, майор полиции, старший участковый уполномоченный ОМВД России по Седельниковскому району:
– Начну с того, что есть определенные породы собак, которые относятся к числу гиперактивных и агрессивных. Алабай в этот список не входит и получается, что его спокойно можно содержать на подворье дома. Но правила содержания, конечно, надо выполнять всем – и владельцам мелких собак, и тем, кто содержит крупных особей: либо на цепи, либо в специализированном вольере, а выгуливать – только на коротком поводке и в наморднике.
Что делать, если человек, подходя к воротам, видит табличку: «Осторожно, злая собака»? Первое, что напрашивается само собой – не входить в такой двор вовсе. Если же потребность такая есть, то лучше издать какие-то громкие звуки: свистнуть, резко крикнуть, можно пальцами щелкнуть, если вы на автомобиле, можно посигналить. У многих сегодня есть сотовые телефоны – позвоните, человек вам ответит, и вы решите все дела. Если же связи в этом населенном пункте нет, лучше зайти в палисадник, постучаться в окно или громко в ворота. Это нужно для того, чтобы себя обезопасить.
Только после этого можно приоткрыть ворота или калитку и убедиться, что никого нет, а если есть собака, то она – на привязи и до вас не дотянется. Что же касается конкретно этого случая, хозяевам при отъезде из дома следует обязательно запирать ворота или оставить любой знак, что их дома нет. Ведь если бы ворота были заперты, этой ситуации вовсе не произошло бы, человек элементарно бы не попал на территорию домовладения. Информацию о данном происшествии мы направили в администрацию сельского поселения, чтобы глава со своей стороны поработал с владельцем животного.
И большая собака, и маленькая могут быть одинаково опасны для человека, и надо принять меры, чтобы она без вас не заскучала, не выскочила через огород, какие-то постройки, прорехи в заборе и не навредила другим жителям. Помните, что ответственность владельцев животных возникает в случае причинения вреда здоровью человека и в этом случае пострадавший может обратиться в гражданском порядке в суд для возмещения ущерба или причиненного вреда здоровью.
Валентина ЗЕЛЕНОВА, главный врач Седельниковской ЦРБ:
– Не проходит такого месяца, чтобы в больницу не обратились жители с укусами собак. Идут и взрослые, идут, к сожалению, и дети. Причем факт самого укуса не был бы так опасен, если бы наши четвероногие друзья не были бы носителями такого смертельно опасного заболевания, как бешенство. Этот вирус является источником заболевания и самого человека. Опасен он еще и тем, что, попадая в среду обитания домашних животных, очень длительное время будет жить на этой территории.
Омская область на протяжении долгих лет вообще была чиста от вируса бешенства. Это подтверждалось данными эпидемиологического надзора, который проводит управление Роспотребнадзора, выбирая районы и обследуя их раз в месяц при поддержке ветеринарной службы. Но, к сожалению, начиная с 2022 года, когда вирус попал в среду обитания животных, эта ситуация изменилась. В 2023 году в регионе отмечен более чем в три раза рост зарегистрированных очагов бешенства, в 2024-м мы наблюдаем, что числе этих очагов уже приблизилось к уровню прошлого года, и большинство районов в Омской области этим «отметились», в том числе и наш.
Именно поэтому каждый факт укуса дикими и домашними животными человека и ветеринарной службой, и медиками Седельниковской центральной районной больницы берутся под особый контроль. Чаще всего животные кусают людей за верхние и нижние конечности, реже за лицо и верхний плечевой пояс детей.
Если от укуса собаки, кошки или любого другого животного пострадал человек, произошло оцарапывание или ослюнение, то необходимо быстро обработать рану водой с мылом, с любым, которое у вас есть дома и обратиться за медицинской помощью. Это важно не только для оказания медицинской помощи по месту укуса или оцарапывания, но и для проведения профилактической вакцинации. Вакцина у нас имеется, кроме того есть антирабический иммуноглобулин, который совместно с антирабической вакциной мы вводим пострадавшим при сложных случаях.
Что касается сложности, то пока наших жителей Бог милует, отмечаются достаточно легкие укусы. Однако есть интересный факт, который мы увидели именно в этом году: если посмотреть на соотношение с 2023-м, когда собаки покусали 25 человек, то за восемь месяцев 2024-го – только восемь. Понятно, что до конца года эти цифры изменятся, но парадокс в другом: в 2023 году лишь четыре жителя обратились с укусами кошек, а за истекший период текущего года – уже десять. А все почему? Потому что собаками мы занимается на всех уровнях, а кошек – особенно бездомных – расплодили. При этом с ними мы не так осторожничаем, все время стремимся контактировать: погладить их, взять на руки.
Возвращаясь к теме бешенства, скажу, что случай, произошедший с Павлом Павловичем, под нашим пристальным контролем, так как эта собака имела контакт с диким животным, у которого было подозрение на бешенство. Больной получил пять из шести необходимых прививок, регулярно ходит на обследование и медицинские процедуры, поэтому, я думаю, все будет хорошо.
Обращаясь же к землякам, хочу сказать: с любыми животными надо быть осторожным, особенно с незнакомыми, и уж ни при каких случаях не надо пытаться контактировать с дикими. Кстати, содержание пса в вольере снизило бы не только шанс нападения на человека, но и возможность самому животному заразиться тем же бешенством, так как контакт был бы максимально снижен.