Харитонов Андрей Васильевич (1918-1941 гг.), уроженец Седельниковского района Омской области. В РККА призван Седельниковским РВК. Рядовой, стрелок 23 мотоциклетного полка 22 механизированного корпуса Юго-Западного фронта. Пропал без вести 28 июня 1941 года у города Рожище Рожищенского района Волынской области, Украина. Информации о награждении нет.

Неразбериха первых дней войны, местами граничащая с паникой и ужасом, привела к тому, что не обо всех наших земляках сегодня мы можем найти сведения. Один из тех парней, кто сгинул в приграничных сражениях летом сорок первого, был Андрей Харитонов.

Он был кадровым военным, на момент начала войны служил срочную. По крайней мере, по мобилизации он не призывался, элементарно не успел бы на четвертый день войны попасть на службу в 22 мехкорпус, который дислоцировался в паре сотен километров от западной границы. Ему было 23, дома ждала жена Харитонова В.Н.

Андрей Васильевич служил стрелком в звании рядового в 23 мотоциклетном полку. В первый день войны в боестолкновение с фашистами его подразделение не вступило, мехкорпусу надо было отмобилизоваться, оставив лишнее имущество и неисправную технику, и выдвинуться навстречу наступавшим немцам. Мотоциклисты действовали в авангарде.

В Центральном архиве Министерства Обороны России сохранилось «Донесение №237 о безвозвратных потерях 22 механизированного корпуса», датированное 6 сентября 1941 года. Из этого документа следует, что Андрей Харитонов – уроженец Седельниковского района Омской области (без привязки к населенному пункту), призван в армию Седельниковским РВК, кадровый. Рядовой, стрелок 23 мотоциклетного полка 22 механизированного корпуса РККА, прикрывая отход основных сил корпуса пропал без вести у города Рожище Волынской области, Украина.

Эта «зацепка» позволила нам изучить боевые действия 22 мехкорпуса и проследить судьбу Андрея Васильевича. На четвертый день войны, 26 июня, командующий 5 армией генерал Потапов поставил задачу корпусу: отвести 19 танковую дивизию в район Секиричей для приведения ее в порядок и быть в готовности контратаковать в направлениях Рожище и Луцка. 215 моторизованную дивизию сосредоточить за правым флангом армии в районе Софиевки в 50 км восточнее Ковеля.

Первоначально 215 моторизованную дивизию командарм намечал использоваться обороны реки Стырь на участке Дубице – Жидичи, но в связи с повторным требованием командующего фронтом о более надежном обеспечении правого фланга армии 215 дивизия была перегруппирована в район Софиевки на правый фланг 5 армии. Мотоциклетный полк, два артиллерийских дивизиона 19 танковой дивизии придавались 131 моторизованной дивизии 9 мехкорпуса для обороны правого берега реки  Стырь на участке Дубице – Луцк – Воротнев – Острожец.

Командование армии во время переезда на новый командный пункт в ночь на 26 июня стало очевидцем беспорядочного отхода подразделений 135 стрелковой, 19 танковой дивизий и 460 артполка 27 стрелкового корпуса. Поток людей, повозок, автомашин, орудий мчался по шоссе на Ровно, и только энергичное вмешательство офицеров штаба армии и лично самого генерала Потапова остановило это бегство и пресекло дальнейшее распространение паники, которая охватила частично и 131 мотодивизию.

В некоторых частях, охваченных паникой, вместо бдительности проявлялось необоснованное недоверие ко всем лицам, появляющимся в расположении этих частей. Так, например, начальник отдела ПВО армии полковник Красавин, ехавший на автомашине по делам службы, был задержал группой командиров и политработников автобата 19 танковой дивизии. Несмотря на предъявленные полковником Красавиным документы, он был принят за вражеского диверсанта, обезоружен и только благодаря счастливой случайности избежал расстрела.

Военный совет армии незамедлительно принял меры по восстановлению дисциплины в войсках и их боеспособности. В соединениях и частях были перекрыты все дороги, ведущие от фронта в тыл, а между ними организовало патрулирование подвижных постов. Все виновные в самочинных действиях предавались суду военного трибунала.

В течение ночи 26 июня 1941 года обескровленные в ходе контрудара части 135 стрелковой, 19 танковой дивизий и 1 противотанковой бригады отошли на правый берег реки Стырь, использовав для переправы через нее железнодорожный мост у Рожище, прикрывавшийся мотоциклетным полком 22 мехкорпуса. Этот полк и 131 моторизованная дивизия, оборонявшаяся на широком фронте от Рожище до Острожца (15 км юго-восточнее Луцка), с трудом сдерживали атаки противника, овладевшего вечером 25 июня Луцком и пытавшегося развить удар вдоль шоссе на Ровно, а также захватить мост и плацдарм в районе Рожище. Для уплотнения обороны на рубеже реки Стырь командующий 5 армии был вынужден снова ввести в бой остатки 135 стрелковой дивизии и мотострелковый полк 19 танковой дивизии на участке Дубице – Валерьяновка.

Именно в этих сражениях, прикрывая отход частей 22 мехкорпуса, и пропал без вести через два дня рядовой 23 мотоциклетного полка Андрей Харитонов. С тех пор о нем семья не получила никакой весточки, хотя поиски его родные не прекращали и после войны. Во втором документе, что также хранится в Центральном архиве Минобороны РФ, есть запись, что жена, Харитонова В.Н., 31 марта 1947 года получила повторное извещение о том, что муж пропал без вести. Учтен он таковым с января 1942 года – эта запись содержится в графе «Примечания», в соседней колонке – отметка о том, что при вторичном обращении наложена резолюция: «пенсия не положена». Дело рассматривалось 29 марта 1947 года.

Однако в этом документе есть и еще две интересные пометки, сделанные уже карандашом и шариковой ручкой и датированные восьмидесятыми годами прошлого века – 9 июля 1984 года и 25 мая 1987 года. Что они значат? Кто-то и спустя сорок лет после гибели бойца искал его? Почему тогда никаких дополнительных резолюций нет? И в перестроечные годы никто об Андрее Васильевиче ничего не обнаружил.

Мы в 2022 году тоже попытались найти хоть какие-то сведения о пропавшем без вести бойце, хотя бы место рождения, довоенную судьбу, сделали несколько поисковых «вбросов» через социальные сети, но ответа от земляков никакого не получили. Не сохранилось о нем никаких данных и по линии миграционной службы.

Увековечен Андрей Харитонов в Книге памяти Омской области в разделе «Седельниковский район».

Алексей БАСТРОН.

94233075