Кропотов Михаил Васильевич (1923-1945 гг.), уроженец деревни Богдановка. В РККА призван Седельниковским РВК в июне 1941 года. Окончил Тюменское пехотное училище. На фронте – с 12 января 1942 года. Член ВКП(б). Лейтенант, командир стрелковой роты 870 стрелкового полка 287 стрелковой дивизии. Ранен 14 апреля 1944 года. Погиб 14 (по другим данным – 16) февраля 1945 года. Похоронен в городе Кожухов, Польша. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Михаилу Кропотову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Михаил наблюдал за противоположным берегом. В бинокль он разглядывал траншеи противника. Фашисты закрепились основательно. Бобер – прочитал он название речки на карте. Наверное, здесь много бобров, как на родном Исасе. И мысли мгновенно перенесли его в недалекое прошлое…

Он с друзьями идет из Богдановки в школу. В кустах белеют аккуратно обгрызенные стволы осин: это бобры строят плотину. Сколько раз изо дня в день он проходил здесь, по знакомому мостику.  После успешного окончания Богдановской начальной школы Михаил, как и его сверстники, рвался работать в колхоз, чтобы помочь маме. А она, милая и любимая мама, заставляла его учиться дальше.

Окончив семилетку, Миша устроился работать в машинописное бюро, потом – стал помощником бухгалтера в Госбанке. И опять, рано утром – на работу и поздно вечером – домой, переходил по мостку Исас. Тогда Кропотов и подумать не мог, сколько вот таких речушек, речек, рек ему придется форсировать вплавь с бойцами своей роты. Вспомнил, как он, ещё не обстрелянный лейтенант, в 1942 году написал маме: «Милая мама! Еду на фронт. Знаю, тебе очень трудно, но ты крепись, обо мне не беспокойся. Ты научила меня горячо любить Родину, быть верным её сыном, и эту светлую любовь я пронесу сквозь огонь и бури. Тебе не придется за меня краснеть»…

По цепи передали: «Командира роты – к комбату!». Михаил отряхнул с шинели комки прилипшей грязи. Подумал: «Февраль месяц, тут грязища, а у нас в Сибири в это время снега ещё по пояс».

Начал накрапывать мелкий дождик.

Войдя в землянку, доложил: «Товарищ капитан, командир второй роты лейтенант Кропотов по вашему приказанию прибыл». Привыкнув к полутьме, заметил: «Командиры соседних рот уже здесь». Комбат, словно прочитав его мысли, негромко сказал: «Ну что, все в сборе, начнем» – и приступил к постановке задачи. «Опять начинать моей роте», – думал просебя Михаил, слушая комбата. Вспомнил бой, когда его только назначили ротным.  Противник тогда оборонял рубеж, выгодно расположенный в тактическом отношении. Местность перед его оборонительными сооружениями была открытой. Неоднократные попытки захватить контрольных пленных, чтобы установить силы и огневые средства противника, а также систему его обороны, не приносили успеха. Тогда-то роте Кропотова и была поставлена задача провести разведку боем, разведку жизнью, как называли на фронте этот самый сложный вид поиска.

Он с солдатами в течение нескольких дней проводил тактические учения. По многу раз его подчиненные преодолевали минные поля и штурмовали специально выстроенный для этой цели дзот. Бойцы от усталости валились с ног, и только тогда, когда была достигнута полная согласованность в действиях, назначили время ночной атаки. Артиллеристы начали обстреливать огневую точку, которую предстояло захватить, потом перенесли огонь на соседние дзоты и пулеметные гнезда. Ошеломляюще для противника действовала группа захвата, успешно создавала видимость  атаки на соседние огневые точки фашистов группа обеспечения. Когда намеченный дзот был взят и захвачены пленные, в тылу наступавших войск зажглись костры – ориентиры, и артиллерия прикрытия усилила огонь. Разведчики вернулись без потерь…

– Понял задачу? – комбат вернул Михаила в действительность, а потом продолжил без фамильярности. – Давай, Миша, не подкачай, скоро конец войне, в Германии воюем. На тебя, кстати, наградной ушел на орден Александра Невского за бои 14–16 января. Ну ладно, иди, готовь роту, до рассвета совсем мало времени осталось.

Из наградного листа:

«Товарищ Кропотов М.В. в бою 14 января 1945 года в районе Малое Долещице (Польша), показал образцы умелого руководства подразделением в наступательном бою. Под сильным артиллерийским, минометным и пулеметным огнем противника, он подполз к речке и форсировал ее первым, а за ним переправилась и вся рота. Со своей ротой броском ворвался в траншеи противника и, в завязавшемся в траншее бою, гранатами было уничтожено 3 пулеметных точки противника и 10 гитлеровцев.

16 января 1945 года в бою за деревню Кракув (Польша) товарищ Кропотов при обходном маневре противника своей ротой взял в плен 10 немецких солдат и одну исправную машину с боеприпасами. Товарищ Кропотов достоин правительственной награды – ордена «Александр Невский».

8 февраля 1945 года.

Командир 870 стрелкового полка майор Садыков

Михаил так и не узнал, что командование снизило статус награды и поменяло её на орден Отечественной войны I степени.

…Кропотов пробирался в расположение роты и вспоминал, как на его груди появилась первая награда – орден Красной Звезды. Было это почти год назад. В марте 1944-го в районе Дубно его взвод из противотанковых ружей подбил вражеский бомбардировщик «Хейнкель-126». Самолет загорелся и упал в находящееся неподалеку село Мирохощо. В апреле бойцы Кропотова штурмовали высоту 294,0. Тогда ребята подавили огонь четырех пулеметных точек и уничтожили расчет противотанковой пушки. На этой высоте Михаил впервые был ранен.

А летом, после освобождения Перемышля, он получил вторую награду – Отечественной войны II степени.

Из наградного листа:

Товарищ Кропотов в боях с немецкими оккупантами проявил решительность и умение руководить взводом на поле боя. 27 июля 1944 года, на подступах к городу Перемышль, Кропотов со своим взводом находился в боевых порядках стрелковых рот и поддерживал роту в наступлении. Огнем из противотанковых ружей он со своим взводом подавил 6 пулеметных точек и одну пушку противника, уничтожил 6 немцев и захватил 3 зенитных пушки противника. Уничтожив огневые точки врага, обеспечил быстрое продвижение стрелковых рот вперед.

Взвод товарища Кропотова одновременно со стрелковыми ротами форсировал реку Сан и ворвался в город Перемышль без потерь в живой силе и технике. Перемышль был занят, задача была выполнена».

10 августа 1944 г.

Командир 870 стрелкового полка подполковник Степук

…Впереди показались кусты, за ними начинались траншеи роты. Взводные, уже загодя, начали готовиться к переправе, солдаты собирали подручные средства. Командиры взводов построили роту. Молча стояли солдаты, слушая своего командира. Он напомнил товарищам, что за спиной десятки выигранных сражений, сотни пройденных с боями километров, многочисленные штурмы вражеских рубежей, успешное форсирование Вислы и Одера, взятие первого на их пути немецкого города Глогау.

– Севернее нас, в районе Франкфурта, развернулись грандиозные бои. Враг пытается преградить путь на Берлин. Потерян на нашем участке оборонительный рубеж на Одере, фашисты намереваются остановить нас на реке Бобер. Но и на сей раз они просчитались. На сегодняшний день командование назначило штурм. Нашей роте поставлена задача: на рассвете форсировать реку и атаковать опорный пункт противника в районе деревни Клентбобер.  

С рассветом начали переправу. Фашисты, заметив движение по реке, открыли бешеный артиллерийско-минометный огонь. Вода на реке дыбилась от разрывов снарядов. Рота уже выскочила на левый берег и ворвалась в траншеи. Завязалась рукопашная. Враг побежал. Бойцы расположились в немецких окопах и приготовились к бою. Менее чем через час гитлеровцы провели усиленную артиллерийскую подготовку, и пошли в контратаку. Михаил поднял роту в рукопашную, был ранен, но продолжал руководить боем.

Небольшая передышка, и вторая контратака немцев, поддержанная тремя бронетранспортерами. Кропотов, превозмогая боль, гранатой подбил один из них, остальные машины отошли.

Снова артиллерийская подготовка, и немцы с двумя бронетранспортерами начали третью атаку.Ещё одна вражеская машина осталсь на поле боя. В результате стойкости, решительности и исключительной выдержки лейтенанта Кропотова и его бойцов был отбит и этот натиск врага. Но это не остановило фашистов: они в четвертый раз пошли на горстку храбрецов.

Михаил поднял остатки роты и повел их навстречу фашистам. Началась ожесточенная схватка. Еще двадцать гитлеровцев были уничтожены советскими воинами. В этой рукопашной командир роты Кропотов был убит, но его бойцы не отступили ни на шаг. Атака гитлеровцев вновь захлебнулась. Рота удержала важный рубеж, дав возможность переправиться основным силам дивизии и развить дальнейшее наступление. Более пятидесяти фашистов навсегда остались лежать на поле боя.

Долго не знала мать героя, Анна Павловна, что случилось с сыном. Почтальон перестал приносить ей фронтовые «треугольнички». Наконец из Москвы пришло письмо председателя Президиума Верховного Совета СССР, в котором говорилось: «Уважаемая Анна Павловна. По сообщению военного командования Ваш сын, лейтенант Кропотов Михаил Васильевич, в боях за Советскую Родину погиб смертью храбрых.

За геройский подвиг, совершенный Вашим сыном, Михаилом Васильевичем Кропотовым, в борьбе с немецкими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 27 июня 1945 года присвоил ему высшую степень отличия – звание Героя Советского Союза.

Посылаю Вам грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения как память о сыне-герое, подвиг которого не забудется нашим народом.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Шверник».

Долго думала мать над этим письмом. Ещё раньше она получила извещение о смерти сына Петра, погибшего на берегах Волги. Миша был старшим в семье. Он, простой сибирский мальчишка, выросший в глухой деревушке, бегал за шесть километров в школу, любил, как и все, пошалить. Ничем не отличался от своих друзей. Как он мог совершить такой подвиг, за который его представили к званию Героя Советского Союза, почему он не побоялся гибели? Может, потому что он рос и учился в советское время и был воспитанником комсомола, или потому, что рядом с ним жили участники Гражданской войны, партизаны-избышевцы.

Миша вместе с братьями воспитывался в труде, хорошо учился. Всегда был честным, трудолюбивым и настойчивым в достижении цели. А сколько радости было, когда его приняли в комсомол. С этого дня он с большой охотой брался за выполнение тех поручений, которые давали ему старшие товарищи. И когда в самом начале Отечественной войны он подал заявление в райком комсомола и добровольцем ушел на фронт, она поддержала его в этом решении. По-иному и быть не могло.

Земляки не забыли подвиг Михаила Кропотова. Его именем названы центральные улицы сел Седельниково и Евлантьевка. Перед первой школой райцентра установлен памятник, который открыли 9 мая 1972 года. Пионерские отряды седельниковских школ в советское время годами боролись за право носить имя Кропотова. Подтягивали отстающих в учебе, брали шефство над младшеклассниками, собирали макулатуру и металлолом. В каждой школе были организованы уголки боевой славы, и достойное место там занимали поисковые документы о Михаиле Васильевиче Кропотове.

Часть средств, собранных от реализации макулатуры и металлолома учениками Седельниковской средней школы, пошла на строительство памятника Михаилу Кропотову. К открытию обелиска каждому классу было дано задание провести поиск материалов о выпускниках школы, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Искали краеведы и неизвестные страницы биографии самого Михаила Васильевича. В 1977 году в первую школу райцентра пришло письмо из Польского Красного Креста, в котором сообщалось, что Герой Советского Союза лейтенант Кропотов Михаил Васильевич похоронен в могиле № 6 на военном кладбище  польского города Кожухов Зеленогурского воеводства.

А за десять лет до этого, в 1967 году, ордена Отечественной войны I и II степеней были вручены его матери. Тогда, при областном военном комиссаре, поборов слезы, Анна Павловна сказала: «Да, сынок, ты прав. Мне за тебя краснеть не пришлось. Спасибо тебе. Такие, как ты, не умирают».

Фронтовой поэт Леонид Васильев посвятил подвигу лейтенанта Кропотова стихотворение «Памяти героя».

Он шел сквозь вихри огневые

По бездорожию войны.

И пал в сраженье за Россию,

За честь родимой стороны.

Он к фронту шел издалека.

И враг узнал на поле боя

О мужестве сибиряка.

Кругом стонало и гремело,

В огне разрывов месяц плыл…

А он, на бой ведя, умело

Бойцов от смерти уводил.

Какие пройдены дороги!

Успех изведан им какой!..

Суровый, мужественный, строгий,

Он встал над вражеской рекой

И в близкую победу веря,

Своим бойцам сказал тогда:

«Недалеко берлога зверя

И годы мирного труда».

И оглянулся, и пахнуло

Дымком с любимой стороны,

Раскат строительного гула

Был слышен в грохоте войны.

Сибирь плыла в фабричном дыме,

В осеннем золоте,

И вот…

Яснее, ближе, ощутимей

Стал для него войны исход.

Он недалек, рубеж последний,

С родною ротой через лед

Пройти, как можно незаметней,

Вперед! Вперед!

Во имя счастия и мира,

Во имя жизни на земле!

Железный голос командира

Звучит во мгле…

Идя сквозь вихри огневые

По бездорожию войны,

Он пал,

Как лучший сын России,

За независимость страны.  

Сергей КАЗАЕВ

94233075