Степан Карпович Новиков родился 14 августа 1889 года в селе, расположенном на берегу большой реки Вятки. Земли было мало, в основном занимались рыбной ловлей и немного землепашеством. Коров пасли на другом берегу Вятки, доить плавали на лодке.

В одночасье сгорел только что выстроенный дом. Всё это, и в первую очередь малоземелье, стало причиной выезда на новое место жительства – в 1896 году Новиковы большой семьёй приехали в Сибирь. Моему дедушке, Степану Карповичу, было тогда семь лет. У него было три брата, а ещё мать, отец и бабушка с дедушкой. Поселились они около седельниковской реки Болгун. Вырубили лес и на этом же месте срубили избу. Корчевали лес под пашню и сенокос. Очень трудно было жить. Потом подросли сыновья, и стало немного легче. Деревня Болгун была очень красивая. Вдоль всей реки – сплошной кедрач и вообще это был богатый на ягоды и грибы край.

Постепенно обживались, строили дворы, конюшни, разводили скот.  Построили кузницу и старшие братья стали кузнецами. Жили долго большой семьёй. Когда старшие братья обзаводились семьями, им сообща строили избы. Дед окончил в 1904 году церковно-приходскую школу-четырёхлетку, у него тоже было большое желание стать хорошим кузнецом. В пятнадцатилетнем возрасте он ушёл в Тару пешком, чтобы выучиться кузнечному делу. Дедушке Степану довелось воевать в Первую германскую войну 1914 года, там он получил очень тяжёлое ранение в голову и грудную клетку. С осколком около сердца он прожил всю свою долгую жизнь. Дедушка рассказывал, как получил ранение.

– Мы с сослуживцем оказались у реки (запамятовал её название). На той стороне наши, а немцы подходят. Я не умел плавать, но сослуживец уговорил, сказав, что он умеет плавать и поможет мне. Течение реки было очень быстрое. Вначале шли по дну, но как только скрылись с головой я начал тонуть. Вынырну, воздуха глотну, а потом по дну карабкаюсь к берегу на ту сторону. Пришла мне на ум молитва «Отче наш», я её всё читал, а сам карабкался по дну. В очередной раз вынырнул, чтобы воздуха глотнуть, встал, а мне вода уже по пояс. В это время меня и ранило. Я пополз, но берег очень крутой был. Только дополз до верха, меня второй раз ранило и больше ничего не помню. Сослуживец мой был тогда убит. Очнулся я на шестые сутки в московском госпитале, около меня сиделка находилась. Потом пришла доктор, и они начали разговаривать про свою жизнь, а я лежал тихонько и слушал. Когда мне стало легче, я решил пошутить. Взял за руку сиделку и говорю, что умею ворожить и стал ей рассказывать, о чём выслушал. Она выдернула руку и убежала.

Вскоре пришла доктор, справилась о здоровье, а потом спросила: «Новиков, говорят, что вы умеете ворожить». Я сослался на плохое самочувствие, и она ушла. После госпиталя меня комиссовали и отправили до Омска с сопровождающим.

В Гражданскую войну никому из братьев воевать не довелось. Во время коллективизации дед Степан вступил в колхоз вместе со своей кузницей и до самой пенсии работал кузнецом в селе Кукарка. Слыл большим мастером. К тому же дедушка был большой книголюб. Перечитал все книги в сельской и школьной библиотеке, ему возили издания из Седельникова. Выписывал он и много газет. Приучил к чтению дочерей, внуков и даже правнуков. Степан Карпович вырастил двух прекрасных дочерей. Старшая, Татьяна Степановна Репина, всю жизнь проработала в колхозе. Младшая, Мария Степановна Шушакова, окончив педагогический институт, преподавала русский язык и литературу.

Умер Степан Карпович 2 апреля 1979 года, не дожив до девяноста лет всего четыре месяца. Похоронен в Кукарке.

Записано по воспоминаниям внучки Валентины Матвеевны Андреевой, 2015 год.

94233075