Село Верхняя Баклянка, расположенное среди лесов и болот в 18 км от Седельниково, начало заселяться переселенцами из Орловской губернии с 1897 года.

Священник Иоанн Голошубин в «Справочной книге Омской епархии», изданной в 1914 году, писал: «Село Верхне-Баклянское Седельниковской волости, Тарского уезда, Тобольской губернии расположено при речке Баклянка. Местность, лежащая с южной и восточной стороны села лесистая, с северной — лесисто-болотистая, а с западной – болотистая. По местоположению своему село В.-Баклянское находится в неблагоприятных условиях: жители довольно часто подвергаются заболеваниям лихорадкой. От епархиального города 300 верст, от уездного – 72, от благочинно – 150…
Главное занятие прихожан – хлебопашество. Каждый домохозяин засевает по 1 десятине пшеницы, 3 десятины ржи, столько же овса, около десятины ячменя, по 0,5 десятины конопли и льна и 1 десятину картофеля. Скотоводство среднее: на каждого домохозяина приходится 2-3 лошади, 3-4 коровы, 5-10 овец. Сбыт продуктов в с. Седельниковском. В селе Верхне-Баклянском имеется маслодельный завод. Побочных занятий среди прихожан незаметно. Ярмарок и базаров нет. В селе и в поселке Васильевском – по одной мелочной лавке. Питьевая вода получается из речки Баклянки и ключа в самом селе. Рыбу можно купить в с. Седельниковском и то не всегда, а мяса в приходе и в ближайших местах нет совсем. За медицинской помощью обращаются в больницу с. Седельниковского».
В марте 1903 года Тобольский губернатор в письме на имя Его Преосвященства Епископа Омского Сергия сообщил, что во вновь заселяемой части Тарского уезда, в поселке Верхне-Баклянский планируется постройка церкви, школы и домов причта на средства фонда императора Александра III. Губернатор просил Его Преосвященство не отказывать в распоряжении об образовании самостоятельного прихода и о назначении причта.
Консистория постановила, что вопрос об открытии прихода и назначении причта может быть решен, если прихожане до постройки церкви наймут приличное помещение для молитвенного дома, а также дома для размещения причта. Благочинному было предписано выбрать и освятить место под строительство храма, школы и домов причта.
В июне 1903 года сельский сход Верхней Баклянки постановил отвести для причта 120 десятин земли. Распаханной земли было отведено 8-10 десятин, остальная земля – под лесом, расположена в 8 верстах от села и к ней вела плохая дорога. Сенокосная и пахотная земля была в большой цене, потому что в основном земля вокруг либо заболочена, либо под лесом, удобная земля находилась достаточно далеко от села.
Строительство храма в честь святителя Амвросия архиепископа Медиоланского началось осенью 1903 года на средства в 5000 рублей из фонда императора Александра III. 1000 рублей на строительство храма пожертвовал Тобольский губернатор. Храм был построен деревянный, на каменном фундаменте, с колокольней. Крыша была покрыта железом, с тремя главами и тремя железными крестами. Одноярусный иконостас был выкрашен голубой краской. По обеим сторонам иконостаса были две большие иконы в позолоченных киотах. В храме были 4 иконы большого размера и 2 иконы в медных окладах. Утварью, книгами и ризницей церковь была обеспечена недостаточно. Было приобретено 5 колоколов общим весом 37,5 пудов.
Самостоятельный приход при Баклянской церкви был открыт лишь в 1912 году. На 1913 год население прихода составляло 1127 человек в 8 поселках: в Верхней Баклянке – 257 человек, в Нижней Баклянке – 98, в Эстонке – 92, в Лилейке – 144, в поселках Васильевский – 171, Ново-Михайловский – 110, Мядельский – 157 и Тиклецкий – 98 человек. Все население переселенческое – в поселках Верхняя и Нижняя Баклянка из Орловской губернии, Эстонка и Лилейка из Финляндии и Эстонии, а в поселках Васильевский, Ново-Михайловский, Мядельский и Тиклецкий из Минской, Виленской, Витебской губерний. В Эстонке и Лилейке проживали в основном эстонцы-лютеране, остальное население православное, старообрядцев и сектантов не было.
Причт характеризовал прихожан как народ грубый и недоброжелательный. Трудно было найти достойного кандидата на должность церковного старосты. Храм, особенно в летнее время, прихожане посещали неохотно. В 1912 году более половины прихожан не были на исповеди и не причастились.
Пасхальное хождение бывало только в Верхней и в Нижней Баклянке, а крестный ход по полям только в Верхней Баклянке. На Рождество Христово в Верхней Баклянке было также хождение со святым Крестом, а на Крещение Господне – со святой водой.
«Съезжий праздник» в Верхней и Нижней Баклянке – на день архистратига Михаила – 8 (21) ноября. Престольный праздник – день памяти святителя Амвросия Медиоланского приходился на 7 (20) декабря.
Деньги на содержание храма и причта платили в основном жители Верхней и Нижней Баклянки, жители остальных поселков платили очень неохотно, по принуждению.
Школа и дома причта в Верхней Баклянке так и не были построены. Прихожане ходатайствовали о постройке домов причта за казенный счет, но им было отказано, тогда прихожане отказались содержать съемные квартиры причта за свой счет. Причт размещался на съемных квартирах, и получал 400 рублей в год казенного жалования. Причт возлагал надежду в основном на казенное жалование, так как приходские доходы были скудными.
В 1912 году в поселке Лилейка была открыта министерская школа, в ней обучалось 30 мальчиков и 20 девочек. Других школ в приходе не было.
В октябре 1912 года причт жаловался в консисторию, что тарский мещанин В. Петров намерен построить вблизи храма дом, торговую лавку и маслозавод.
Первым священником Верхне-Баклянской церкви был Павел Георгиевич Денисов, 1871 года рождения, окончивший духовное училище. С августа 1903 года служил псаломщиком церкви села Кондратьевского Тарского уезда. В декабре 1911 года он был рукоположен во священника и определен в Баклянку, а в мае 1915 года он был переведен в приход церкви села Коневское Тюкалинского уезда, где он скончался 7 мая 1917 года.
С ноября 1915 года священником Баклянской церкви служил Александр Григорьевич Черепанов, 1871 года рождения, родом из Тобольска, окончивший Тобольское духовное училище. С мая 1896 года он служил псаломщиком, а с августа 1911-го – диаконом в церкви села Юдинского Каинского уезда. В июне 1915 года он был рукоположен во священника, а в октябре того же года был назначен в Баклянку. 30 апреля 1917 года священник Александр Черепанов скончался.
Факт
Причту Верхне-Баклянской церкви, вероятнее всего, удалось наладить отношения с прихожанами. Об этом свидетельствует факт, зафиксированный омским краеведом Иваном Петровым. Во время сбора материала в 1960-е гг. о деятельности партизанского отряда Артема Избышева на территории Седельниковского района автор получил свидетельство о том, что именно священнослужители Баклянского прихода дважды предупреждали партизан о готовящихся на них нападениях со стороны белогвардейцев (И. Петров «По родному краю»).
Факт
В 2005 году Анна Павловна Шмидт, сотрудница комплексного центра социального обслуживания населения Седельниковского района, передала в музей Профессионального училища №65 «Орудия труда крестьянского подворья» копию фотографии церкви села Верхне-Баклянского. И пусть фотоснимок не в идеальном состоянии, он все же позволяет увидеть ныне не существующий храм.
С марта 1917 по июль 1922 года священником в Баклянке служил Димитрий Васильевич Поляков, 1860 года рождения, сын священника, окончивший Ишимское духовное училище. Псаломщиком служил с декабря 1884 года, диаконом с февраля 1893 года, а священником – с августа 1911 года. Ранее служил в Павлодарском уезде, в семье воспитывалось 5 детей.
С 1913 года псаломщиком служил Антоний Константинович Четвертак, сын крестьянина, окончивший церковно-приходскую школу, в ноябре 1914 года он был призван на военную службу. В 1915 году псаломщиком был Лука Севастьянов. В том же 1915 году псаломщиком Верхне-Баклянской церкви назначен Флегонт Васильевич Солуха, бывший священник Киевской епархии, добровольно снявший с себя сан. Сын священника, он учился в Киевской семинарии. В 1911 года был принят на службу в Омскую епархию псаломщиком, был вдов, воспитывал 4 детей. В 1916 году псаломщиком был Михаил Басов, а в 1918 году – псаломщик Аркадий Ансеров.
С 1926 году в Баклянской церкви не было священника. В январе 1930 года там появился обновленческий священник Георгий Васильевич Бережной, 1881 года рождения, родом с Украины. Он окончил церковно-приходскую школу, с 1914 по 1920 годы был на военной службе, с 1920 по 1929 годы – на советской службе. 12 января 1930 года на собрании общины верующих – 120 человек – решался вопрос о регистрации общины и ремонте храма, но к лету 1932-го священника в Баклянской церкви уже не было.
Согласно акту обследования Верхне-Баклянской церкви от 22 июля 1932 года: «…требуется окраска крыши, так как последний раз крышу красили в 1911 году, крыша покрыта ржавчиной, в двух местах течь, две печи не исправны».
Согласно справке Верхне-Баклянского сельсовета от 19 августа 1932 года «…переданная в бесплатное пользование верующим Верхне-Баклянская церковь несколько лет не ремонтируется, имеется задолженность по страховке и земельной ренте за 1931 глд в сумме 150 руб. Церковный совет ремонтировать и платить налоги отказывается. Назревает вопрос о закрытии храма».
В Тарском архиве имеется протокол собрания приходской общины от 14 января 1933 года. Повестка дня – избрание церковного совета. Постановление: «…Церковного совета избирать не будем, так как церковь нам не нужна». Вскоре после этого церковь стали использовать под засыпку зерна. В апреле 1939 года собрание членов колхоза постановило использовать здание церкви под школу-семилетку. В 1960-е годы школу в Баклянке закрыли, здание разобрали, сруб перевезли в Седельниково и использовали для строительства инфекционного отделения районной больницы. Ветхое здание инфекционного отделения, бывшая Баклянская церковь, было разобрано летом 2010 г.
Факт:
После разбора здания инфекционного отделения Седельниковской ЦРБ в 2010 году эти бревна были приобретены семьей Михаила и Анны Воронко, из них были пристроены две комнаты к их пятистенному дому по адресу: с. Седельниково, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 4. Вот что рассказала корреспонденту районной газеты «Сибирский труженик» Алексею Бастрону в августе 2010 года Анна:

И спустя век бревна храма выглядят идеальными
– И что самое интересное, я впервые в жизни услышала, как звенит лес. В буквальном смысле. Бревна-то, перевезенные нами, очень старые, а взглянешь на спил – ощущение такое, что дерево только что из тайги. Оно свежее, видно, наши деды и прадеды знали, когда надо рубить лес. До «инфекционки» из этих бревен была построена церковь. И когда наши мужики стали забивать в них гвозди, то по всей пристройке пошел такой чистый перезвон, будто кто-то начал в колокола звонить…

2010 год. Строительство дома в селе Седельниково из бревен Баклянской церкви
Ныне о существовании Верхней Баклянки напоминает лишь заброшенное сельское кладбище, к которому ведет почти не проезжая дорога. Последние жители покинули деревню в 1990-е годы. На 2010 год из 8 поселков Баклянского прихода сохранились лишь Эстонка, где проживало 24 человека и Лилейка, где было 104 жителя, а ко времени издания книги – лишь Лилейка. Жители Эстонки после большого пожара в мае 2011 года начали массово выезжать из деревни и хотя она еще числится на карте района, по факту в деревне никто не проживает уже несколько лет и седельниковцы с горечью именуют ее «местной Припятью» – городом-призраком.
Протоиерей Сергий (Черкасов), настоятель храма Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского села Седельниково