Село Унара расположено в 40 км от Седельникова, а от Тары – в 60 км. Рядом протекает река Уй. Первые переселенцы из Вятской губернии поселились здесь в 1884 году, в 1896-м прибыли 20 семей. В 1897-1899 годах поселилась еще 21 семья. Заселение продолжалось до 1914 года.

Церковь в честь святой мученицы Агриппины была построена в 1900 году на средства, пожертвованные в фонд императора Александра III статским советником Иваном Платоновичем Коссаковским – 5000 рублей. Пожертвования поступили также от В.П. Леляковой – 1000 рублей и от Е.М. Бедняковой – 1000 рублей. Также были отпущены средства на постройку домов причта из фонда императора Александра III. Руководил постройкой крестьянский начальник Гриневицкий
Деревянный храм, с колокольней, обшитый тесом стоял на окраине села, на холме, на очень красивом месте. Храм был освящен преосвященным Сергием (Петровым), епископом Омским. 3 сентября 1901 года епископ Сергий служил Божественную литургию в градо-Тарском Николаевском соборе. На следующий день, 4 сентября, состоялось торжественное освящение Унарского храма и литургия. Затем владыка отправился в город Тюкалинск.
Самостоятельный приход при Унарской церкви был открыт в январе 1902 года с казенным жалованием 600 рублей священнику и 200 рублей псаломщику. Для причта имелись два дома с надворными постройками. От поддержания домов причта в исправном состоянии прихожане отказались совсем. Летом 1908 года причт ходатайствовал об отпуске средств из казны на ремонт домов из-за бедности прихожан. Консистория ответила, что если дома причта, построенные за казенный счет, придут в негодность, а прихожане их не отремонтируют, то причт будет переведен в другой приход. Вообще отношение прихожан к содержанию церкви было нерадивое – несмотря на обилие леса, часто не хватало дров для отопления храма.
Церковной земли было 127,5 десятины. Сенокосной землей причт пользовался самостоятельно, а пахотная земля дохода не приносила.
На 1913 год в приходе числилось 2220 человек в 19 поселках. Сообщение со всеми поселками было беспрепятственное, хотя некоторые удалены до 70 км. Все население – переселенческое из Вятской, Костромской, Минской, Витебской, Гродненской, Виленской, Псковской, Киевской губерний. Кроме православных были католики, лютеране и баптисты.

Священник Иоанн Голошубин в «Справочной книге Омской епархии», изданной в 1914 году, пишет: «Хлебопашество ведется в следующих размерах: крестьянин среднего достатка засевает ржи 20-30 пудов, столько же овса, 5-6 пудов ячменя и редко 2-3 пуда пшеницы. Просо и гречиху не сеют. При малом скотоводстве не развито молочное хозяйство. Крестьяне держат по 2-3 коровы, которые в летнее время по несколько дней загуливают в урмане оставляя своих хозяев без молока, а пастухов для скота не имеется. Овцеводство ведется в размерах, достаточных для собственных потребностей каждого домохозяина. В поселке Ермаковском один крестьянин занимается пчеловодством, имеет около 20 колод. Побочных занятий и ремесел население не имеет. Ярмарок и конных заводов в приходе нет. В поселке Георгиевском имеется химический завод переселенческого Управления для выгонки смолы и дегтя. Такой же завод строится в поселке Иткутском. В селе имеются 2 мелочные лавки, 1 казенная винная и 1 пивная и в поселке Ермаковском есть мелочная лавка. В речке Унарке рыбы не водится, а в реке Уй водится небольшое количество окуней, ершей, чебаков, щук. Питьевая вода в этих реках вкусная. За медицинской помощью население обращается к фельдшеру в поселке Георгиевский в 14 верстах».
В приходе была отмечена высокая смертность, особенно среди детей. Например, в 1913 году умерло 267 человек, а родилось 220.
Одновременно с постройкой храма были построены две церковно-приходские школы – одна в Унаре, другая – в поселке Ермаковском. Обе школы были построены на средства фонда императора Александра III. Школа в Унаре была построена на пожертвования в фонд протоиерея Иоанна Ильича Сергеева (святой праведный Иоанн Кронштадтский). Других школ в поселках прихода не было.
В 1903 году Унарская школа отмечена как образцовая, в ней обучалось 18 мальчиков и 7 девочек. Законоучитель – священник Тимофей Соколов, учительница – Капитолина Перменева. В тот же год учительница Ермаковской школы Мария Богословская отмечена как опытная и преданная своему делу.
В 1905 году в Ермаковской школе обучалось 29 мальчиков и 18 девочек, учительница – Ольга Березина. В Унарской школе обучалось 22 мальчика и 12 девочек, учительница – Александра Попова.
В 1909 году в Ермаковской школе обучалось 23 мальчика и 12 девочек, учительницей была Варвара Соловьева.
В отчете за 1910 год отмечено, что Унарская школа в запущенном состоянии, требует капитального ремонта, а учительница, Бернацкая, нерадиво относится к своим обязанностям. Дело в том, что в 1909 году священник Тимофей Соколов по болезни был уволен за штат, по-видимому из-за этого дела в Унарской школе были запущены. В 1912 году учительницей Унарской школы была Феофила Павлинова, дочь священника Петра Павлинова, окончившая Омское епархиальное училище, обучалось 36 детей.
При обоих школах, Унарской и Ермаковской, существовали приюты для учащихся из других деревень.
В храмовый праздник 23 июля в Унаре был крестный ход по полям, а после него служились молебны в домах прихожан по приглашению. Летом крестные ходы по полям совершались в поселках Богомель, Егоровском и Ермаковском. 8 ноября, на день архистратига Михаила, в поселке Ермаковском был «съезжий праздник». Интересно то, что в 2008 году в селе Ермаковка построили небольшой деревянный храм в честь Архистратига Михаила.
В поселке Скирлинский проживали немцы-баптисты – 226 душ обоего пола. В 1903 году они обратились с ходатайством о разрешении устроить в поселке молитвенный дом и об отводе земли под кладбище. Дела инославных и иноверных исповеданий, по закону относились к ведению министерства внутренних дел – существовал департамент духовных дел иностранных исповеданий. К ходатайству в министерство внутренних дел был приложен раппорт благочинного, где указывалось, что поселок Скирлинский ни к какому приходу не принадлежит и его жители-баптисты никакого вредного влияния на православных не оказывают. Но в устройстве молитвенного дома им было отказано.
Консистория ходатайствовала перед Синодом о выделении средств из фонда императора Александра III на строительство храма в одном из поселков прихода – Петровском, Егоровском или Ермаковском, но церковь там так и не построили.
Из-за бедности прихожан казенное жалование духовенства было повышенным – 600 рублей священнику, 200 рублей псаломщику. Братских доходов до 300 рублей в год, других доходов не было. В 1902 году епархиальное управление ходатайствовало перед Синодом о назначении по случаю недорода хлеба единовременного пособия причтам наиболее бедных церквей, в том числе и Унарской. Благодаря урожаям 1904-1905 годов материальное положение причта поправилось.
Первым священником Унарской церкви был Тимофей Георгиевич Соколов. Он родился в 1843 году в семье священника в Старицком уезде Тверской губернии, окончил Тверскую духовную семинарию. Диаконом служил с ноября 1872 года, а в декабре 1898 года стал священником и был определен в приход церкви села Прапорщиковского Змеиногорского уезда. В декабре 1899 года был переведен в приход Свято-Никольской церкви села Софроновского Тарского уезда, а в октябре 1900-го отец Тимофей был переведен в Унару. Он был вдов, жил один. За усердное исполнение пастырских обязанностей его наградили набедренником, а затем и скуфьей. В январе 1909 года священник Тимофей Соколов по болезни был уволен за штат, а в 1913 году скончался.
Псаломщиком Унарской церкви в июле 1901 года был определен сын чиновника Виктор Григорьевич Ильин, окончивший Тарское уездное училище. В октябре 1902 года были переведены один на место другого псаломщик Унарской церкви Виктор Ильин и псаломщик церкви Святой мученицы Параскевы города Тары Агафангел Ястребов. В 1905 году Ястребов был уволен за штат, а на его место назначен Василий Ефимович Буров, сын псаломщика, окончивший Курганское духовное училище. В Унаре Василий Буров прослужил до начала 1920-х годов.
Старостой Унарской церкви в 1901 году был утвержден крестьянин Иоанн Чистяков.
В марте 1909 года в Унару был определен священник Петр Иванович Павлинов. Он родился 10 июня 1866 года в селе Куликово Тюкалинского уезда в семье диакона. Окончив Тобольскую семинарию, с июля 1888 года служил псаломщиком Покровской церкви города Тюмени, а с июля 1889-го священником Богородице-Казанской церкви города Тары. Приход Богородице-Казанской церкви был беднейший в городе, причт даже не имел казенного жалования. Кроме того, в приходе не было домов причта, священник жил с семьей на съемной квартире. Чтобы обеспечить семью, отец Петр вел делопроизводство по уездному училищному отделению, заведовал книжным складом, совершал богослужения в Тарской тюрьме и в доме для призрения бедных. Исполнял также обязанности законоучителя Тарского уездного училища, церковно-приходской женской школы. За ревностное служение и законоучительство был неоднократно отмечен епархиальным начальством. В 1893 году награжден набедренником, а затем и золотым наперсным крестом от Святейшего Синода.
После смерти жены, отец Петр был переведен в Унару в марте 1909 года, где и прослужил до своего ареста в августе 1937 года. У отца Петра было 4 детей, дочь Феофила, обучалась в Омском епархиальном училище, а сыновья Петр, Геннадий и Григорий – в Тобольской семинарии. Отец Петр занимался сельским хозяйством – у него была лошадь, 3 коровы, овечки.
Летом 1919 года в окрестностях Унары шли бои партизан с колчаковцами. Когда каратели вошли в село, намереваясь учинить расправу, отец Петр сумел их убедить, что в селе партизан нет и этим многих спас от гибели. В октябре 1921 года священника арестовали, обвинив в агитации против коммунистов. Нашлись свидетели, которые показали, что на проповеди отец Петр говорил, что быть коммунистом грех, потому что они не признают Бога. Жители Унары, в том числе и коммунисты, заступились за священника, написали прошение. Отца Петра признали виновным, но, учитывая ходатайство жителей и в связи с октябрьской амнистией, через два месяца его освободили.
В 1931 году отца Петра арестовали за неуплату налогов, а в 1933-м осудили на 2 года за агитацию против коллективизации. Наказание он отбывал в Туруханском крае, но был досрочно освобожден через 5 месяцев. По возвращении из заключения исполнял обязанности благочинного.
23 августа 1937 года священника Петра Павлинова арестовали в Унаре, а 17 сентября расстреляли в Таре. Вместе со священником были также арестованы церковный староста Сидор Шеков и сторож церкви Моисей Букарев.
Сидор Севастьянович Шеков родился в 1875 году в Минской губернии, проживал в деревне Богомель Унарского сельсовета. До революции занимался торговлей, служил в полиции, кулак, грамотный, ранее не судим, в семье 6 сыновей. Букарев Моисей Андреевич родился в 1865 году в селе Михайловка Седельниковского района, кулак, с 1931 года скрывался от выселения, проживал в Унаре. Арестован 2 августа 1937 года, приговорен 14 сентября, расстрелян 17 сентября 1937 года в Таре. Были репрессированы также и оба его сына.
Букарев Иван Моисеевич родился в 1898 года в Михайловке. Арестован 28 марта 1932 года. Обвинение по статье 58-2-11 УК РСФСР. 30 апреля 1932 года дело было прекращено за недоказанностью. Проживал в селе Седельниково. Арестован 30 июля 1937 года и приговорен 15 сентября тройкой при УНКВД к 10 годам лишения свободы в ИТЛ. Умер в лагере 16 января 1938 года. Букарев Петр Моисеевич родился в 1890 году в селе Михайловка. Житель города Тары, рабочий детдома. Арестован 4 ноября, приговорен 17-го и расстрелян 23 ноября 1937 года.
Сразу после ареста священника в августе 1937 года церковный совет Унарской церкви подал в сельсовет заявление о том, что отказывается от руководства общиной и просит принять ключи от храма, так как церковь требует большого ремонта, а священника нет и нет возможности произвести ремонт. Вскоре после этого по постановлению местной власти в здании церкви разместили клуб.

В 1975 году в Унаре построили новый клуб, здание церкви оказалось заброшенным.
В 2000 году церковь разобрали, а на месте храма был установлен поклонный крест.
Протоиерей храма Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского Сергий (Черкасов)
К теме:
Управление дел ком. Сибирской железной дороги, 8 января 1901 года №69.
Его высокоблагородию К.А. Гриневицкому
Милостивый государь, Константин Адольфович
Вследствие предоставления вашего от 16 минувшего декабря за №2812, имею честь препроводить к вам при сем переводный билет Государственного банка на 525 рублей, предназначенные на церковь в Унарах. Вместе с тем считаю долгом предупредить вас, что я уже написал генералу Санникову, чтобы он не задерживал у себя более звона, назначенного мною для Унарской церкви, а выдал вам эти колокола по первому требованию. Предметы церковного обихода для Унарской церкви будут скоро вам высланы; что же касается школы в Унарах, то прошу вас более не откладывать этой постройки. Нельзя забывать, что уже несколько лет тому назад отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский жертвовал 900 рублей на постройку школы, которую должны были построить в поселке Кейзес. Там ее не удалось выстроить, и я изъявил еще осенью в 1899 году согласие на то, чтобы вместо Кейзеса было избрано местом помянутой школы поселок Унары. Из представления же вашего я усматриваю, что ассигнованное на эту школу пожертвование отца Иоанна израсходовали на причтовые дома и к постройке школы по видимому не приступали. Поэтому прошу вас немедля уведомить меня, сколько потребуется вам денег на сооружение школьного здания, а вместе с тем безотлагательно начните строить оное, то есть готовить материалы, так как деньги я вам вскоре переведу.
Покорнейше прося вас о получении посылаемого при сем перевода меня уведомить, пользуюсь случаем, чтобы засвидетельствовать вам, милостивый государь, отличное мое уважением и совершенную преданность.
Подписал: А. Куломзин.
РГИА, ф. 1273, оп. 1, д. 498, л. 133