Задумываясь о том, что значила для моей жизни пионерская организация, какое место она занимала в свое время, я только сейчас понимаю, с высоты пусть не таких больших прожитых лет, что пионерия оставила отпечаток на всей моей дальнейшей судьбе. Были какие-то минусы, но было и много плюсов.
С особым чувством я вспоминаю торжественные линейки, которые проводились в нашей школе, например, 22 апреля – в день рождения Владимира Ильича Ленина. Колонны школьников, одетых в парадную форму: белая рубашка, юбка или брюки одного цвета и обязательный атрибут – пионерский галстук, а также пилотку (у каждого класса была своего цвета и фасона, а в нашем классе была белая пилотка с красной полоской и красной кисточкой), торжественно проходили по ленинскому залу и выстраивались в одну линию. А на призыв «Будь готов!» дружно поднимали руки в салюте и отвечали: «Всегда готов!».
В первый класс я пошла в 1983 году и два года была октябренком, а в 3 классе нас приняли в пионеры. Помню, как мы стояли на линейке нарядные, волнующиеся, а на согнутой руке висел пионерский галстук, который потом был торжественно повязан специальным узлом. Наша жизнь была насыщена и интересна. Проводились периодические слеты, смотры строевой песни.
С 4 класса мы стали пионерским отрядом. У каждого отряда должны были быть название, девиз и речевка. Наш отряд решили назвать в честь известного писателя Аркадия Гайдара, который погиб в годы Великой Отечественной войны. Но имя не давалось просто так, наш отряд должен был его заслужить. Нужно было собрать определенное количество макулатуры, металлолома, лекарственных трав. Чего только стоило набрать стакан березовых почек!!! Весь 4 класс мы боролись за это имя, а в пятом на совете дружины уже решали, достойны мы этого имени или нет. В 5 классе я была председателем отряда и, когда меня спросили на совете дружины, достоин ли наш класс присвоения имени Гайдара, я ответила, что пока еще нет, что мы еще недостаточно собрали макулатуры и всего остального. Параллельному классу имя было присвоено, а нам нет. Я очень переживала. На меня тогда обиделся весь класс. А классный руководитель Иняева Тамара Михайловна отвела меня в сторону и спросила: «Марина, зачем ты так сказала?», а я ответила, что действительно так считаю. Немного позже нам все-таки присвоили имя Аркадия Гайдара.
В это время было широко развито тимуровское движение. Класс делили на звенья по 4-5 человек и за каждым звеном закрепляли по одному ветерану Великой Отечественной войны или труженику тыла. Мое звено состояло из четырех человек: я, Марина Макаренко, Таня Савченко и Анфиса Григорьева. А поручили нам ветерана Великой Отечественной войны – Романовскую Марию Федоровну. Мы помогали ей по хозяйству: мыли полы, посуду (а было нам 10 лет), бегали в магазин, аптеку. У Марии Федоровны день рождения был 19 мая, что совпадало с Днем Всесоюзной пионерской организации. Мы решили ее поздравить: нарисовали открытку, я испекла торт. Она обрадовалась, а нам было приятно.
Раньше в классе у всех были свои обязанности. Кто-то следил за чистотой, кто-то за цветами, а я по жизни была в редколлегии. Мы с Мариной Макаренко выпускали стенгазету нашего отряда 1-2 раза в месяц, где рассказывали в виде рассказов, фельетонов о жизни своего отряда, что нового у нас происходило. Порой приходилось засиживаться допоздна, а как проголодаемся, пойдем в столовую, наберем хлеба с повидлом (кусок стоил 5 копеек) и дальше рисуем.
Случались и курьезные случаи. Однажды мы так зарисовались, что не заметили, что школа опустела. Мы с Мариной идем по школе, удивляемся, что нет никого. К входной двери подходим, а выйти не можем. Двери закрыты. Мы с ней запаниковали, давай в двери стучать. Хорошо, что мимо проходил учитель физкультуры Михаил Иосифович Рожков, он нас и освободил. Оказывается, что уже 7 часов было. Вот так заработались. В общем, много было интересного в нашей школьной жизни.
Нравились ярмарки, которые устраивали каждый год. Каждый приносил что-нибудь на продажу: выпечку, поделки и т. д. было интересно: какой же класс выручит больше денег. Нравились походы, готовить на костре. И не было ничего вкуснее, чем печеная на углях картошка или суп с рыбными консервами.
Была я и в пионерских лагерях. Первый раз я была в лагере, когда мне было 11 лет. Пионерский лагерь располагался в с. Седельниково, в здании, где потом располагалось ПУ №65 (корпус на Свердлова). Здесь отдыхали дети 11-13 лет из всего района. Было очень интересно: ходили в кино, купаться на пруд, проводили всевозможные конкурсы, КВН. Каждый вечер проводили концертные программы, которые готовили сами. В 14 лет ездила в пионерский лагерь «Лесная поляна» около г. Тары.
В наше время мы ходили в одинаковой школьной форме, не красились, не носили украшений. Когда мы стали постарше, у нас это вызывало протест. А в 1991 году все рухнуло, не стало огромной страны – СССР, а вслед за ней перестали существовать все школьные организации: пионерская, комсомольская. Мы сами сняли пионерские галстуки и нас за это никто не ругал. Помню послабление и на школьную форму. Некоторые девчонки стали приходить в брюках, джинсах. Школьное руководство еще пыталось бороться. Однажды, в субботу, на школьной линейке директор стал срамить всех, кто не придерживается школьной формы. А мне в этот день, как назло, приспичило надеть джинсы, хотя до этого я вообще в школу в брюках не ходила. В общем, за это меня не допустили на урок и поставили в журнал двойку. Я пыталась опротестовать, доказывая, что в журнале ставят оценки за знания, а не за то, как ты выглядишь, но все было бесполезно. Было обидно, что я получила двойку по предмету, который любила, и по которому были одни пятерки. А спустя несколько лет я зашла в школу и у меня «волосы дыбом встали». Девочки размалеванные, как куклы, в коротких мини-юбочках, лосинах разгуливали по школе, и это стала нормой. Теперь я понимаю, что единая школьная форма – это лучший вариант для школы.
Несколько лет в школах не было никаких детских организаций. Дети болтались по школе неорганизованные, сами по себе. Это поколение детей, которые и вспомнить-то нечего. Позднее стали создаваться организации, отдаленно напоминающие пионерские.
Марина Павловна ЯНОВА (Копейкина), учитель начальных классов Седельниковской СШ №2, выпускница 1993 года.