Сабаев Макар Кириллович, 1919 года рождения, уроженец деревни Львовка Седельниковского района. В РККА призван Седельниковским РВК в 1940 году. Рядовой, минометчик. Погиб в Великой Отечественной войне, дата неизвестна. Информации о награждении нет.

Сабаев Михаил Кириллович (1895-1945 гг.), уроженец деревни Львовка Седельниковского района. В РККА призван Седельниковским РВК 15 мая 1943 года. Рядовой, ездовой взвода снабжения 1 стрелкового батальона 1158 стрелкового полка 352 стрелковой Оршанской Краснознаменной ордена Суворова дивизии 5 Армии 3 Белорусского фронта. Беспартийный. Ранен. Погиб 17 марта 1945 года. Похоронен в Калининградской области. Награжден орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».

22 июня. Скорбная дата в истории нашей страны. Она поделила жизнь людей на «до» и «после». Эта же дата, только не в страшном 1941-м, а в 2010 году дала отсчет очередному поиску.
В редакцию «Сибирского труженика» позвонила Федосья Михайловна Седельникова и попросила поискать информацию о её дяде, Макаре Кирилловиче Сабаеве, погибшем в Великой Отечественной войне. А спустя некоторое время директор районного музея истории Лариса Николаевна Якубенко принесла записку, с которой незадолго до этого Федосья Михайловна приходила к ним. В ней была просьба отыскать боевой путь её папы – Сабаева Михаила Кирилловича. Оба брата не вернулись с полей сражений. По обоим до последнего времени не было никаких известий. Лишь скупые данные Книги Памяти: «Сабаев Макар Кириллович, погиб», «Сабаев Михаил Кириллович, 1895 г.р., с Седельниково. Рядовой, стрелок 1158 стрелкового полка 352 стрелковой дивизии. Погиб 7 марта 1945 года. Похоронен в Калининградской области».
В том же июне 2010 года Федосья Михайловна передала мне записи о своем отце, а в личной беседе рассказала всё, что помнила про дядю Макара. С её слов, родился он в 1919 году в деревне Львовке Голубовского сельского Совета. В армию его призвали до войны. Служил, вероятнее всего, минометчиком, так как на одном из снимков, найденном в семейном архиве Федосьи Михайловны, Макар Кириллович запечатлен со своими однополчанами в учебном классе, в котором они изучали материальную часть ротного 50-миллиметрового миномета. Надпись, сделанная на обороте, гласила: «город Липецк (возможно, Ленинск – неразборчиво – А.Б.), минометчик».

Запросы родственников в Центральный архив Министерства Обороны РФ не приносили никаких результатов, так как не было известно воинское формирование, в составе которого воевал Макар Сабаев. Дальнейшим этапом стало изучение документов в электронной базе данных «Мемориал». Результат – еще хуже. О нашем земляке в архиве не сохранилось ни единого документа. 23 июня 2010 года я обратился за помощью к поисковикам общественной организации «Забытый полк». Они с 2002 года занимаются восстановлением биографий бойцов, погибших в войнах ХХ века. Но ответа от них до сего дня я так и не дождался.
Через две недели, 7 июля 2010 года, я вновь побывал у Федосьи Михайловны, вернул ей отсканированные фотографии. В беседе подтвердился факт призыва Макара Кирилловича в РККА до начала Великой Отечественной.
– Отец Макара, наш дед, умер в первый год войны, а Макар к тому времени уже год как служил в армии, – сказала моя собеседница.
В семью Сабаевых о гибели Макара не приходило никаких официальных бумаг и извещений. Нет записей о нем и в базах данных Министерства Обороны РФ «Мемориал» и «Память народа». Мама Федосьи Михайловны утверждала, что Макар жив, во сне она его видела в качестве военнопленного (но на этот факт опираться в поиске не будешь, этому также по сей день нет документального подтверждения).

22 июля 2010 года поступил звонок из отдела военного комиссариата Омской области по Муромцевскому и Седельниковскому районам. Данных на Макара Кирилловича здесь не обнаружили, но нашлись сведения о призыве его брата Михаила Кирилловича.
24 июля 2010 года. Я вновь сижу над снимками, переданными Федосьей Михайловной. При детальном изучении фотографий сделал несколько дополнительных выводов. Макар Кириллович в довоенный период, как и большинство его сверстников, занимался военной подготовкой самостоятельно и при обществах, созданных для этих целей. На груди – два знака: «Ворошиловский стрелок» и «ПВХО» (противовоздушная и химическая оборона). Судя по петлицам, на всех трех снимках Макар Кириллович в звании рядового. На одной из карточек интересная рифмованная надпись на обороте:
«Из Липецка (Ленинска – неразборчиво – А.Б.)
На память родным от бойца РККА
Сабаева М.К….
сердечно дарю на века
просьба беречь, как зеницу ока».
Долгое время я не мог приступить к восстановлению судьбы Макара Сабаева и в силу отсутствия информации, и в силу того, что не было намека на направление дальнейшего поиска. Летом 2016 года начал проверять, в каких городах с подобным названием были минометные училища. Удалось выяснить, что перед войной и в её период минометчиков готовили в Липецке и в Лепеле (Лепельское минометное училище в 1941 году было эвакуировано в Барнаул). Сведений же о том, что такое училище было в Ленинске, я не нашел. Однако вскоре эту ниточку пришлось отбросить в силу того, что тогда Макар Кириллович был бы курсантом и об этом в семье бы точно знали. На всех же предвоенных снимках он – рядовой, «срочник». А материальную часть ротного миномета он с успехом мог освоить и в «учебке». Ниточка опять оборвалась.
Брат Макара, Михаил Кириллович, на фронт был призван в середине войны – 15 мая 1943 года. Об этом я узнал из наградного листа фронтовика. А вот что пишет об отце дочь, Федосья Михайловна Седельникова.
«Папа родился 20 ноября 1895 года в деревне Львовке Голубовского сельского совета. В школе не учился, но грамоту освоил, причем самостоятельно. Свободно писал и читал. Михаил Кириллович – участник двух войн: Гражданской и Великой Отечественной. До 1936 года жил в родной Львовке, работал бригадиром и кладовщиком в колхозе. Отвечал за выдачу колхозникам зерна на трудодни.
Перед Великой Отечественной войной папа перебрался в Седельниково, перевез дом из родной деревни, но полностью обустроить хозяйство не успел. В первые два года войны из-за большой загрузки на работе и вовсе стало не до двора. В 1942 году папу призвали в армию, я помню слова Сталина, что у нас повторяли в семье: «Соберу всех ровесников, но победа будет за нами!» Так и вышло.
Папа, уходя на фронт, взял с собой семейную фотокарточку. Отец был охотник, перед тем, как уйти на фронт, он поймал четыре лисы, нескольких зайцев, выделал их шкуры, а потом в таком наряде сфотографировался. Этот снимок – настоящая реликвия для нас ещё и потому, что его после гибели Михаила Кирилловича выслали из части к нам, в сибирское Седельниково. На обратной стороне фотографии надпись: «Просьба выслать по адресу: Омская область, Седельниковский район, село Седельниково, улица Базарная, 22 Сабаевой Зинаиде Кирилловне».
Я была старшей в семье, родилась в 1926 году, братишка Трифон – с 1931 года. Мы всегда встречали почтальонку, так как с нетерпением ждали писем от папы. А потом пришло письмо из воинской части 29567 «Г». В нем значилось следующее: «Ваш муж и отец ваших детей военнослужащий Сабаев Михаил Кириллович погиб 7 марта 1945 года. Он дрался с врагами как верный сын нашей Родины, и не один десяток немецких мерзавцев нашел себе смерть от его метких пуль. Наша часть за смерть вашего отца, за горе и муки жестоко отомстит фашистам. Правительство высоко оценило заслуги Сабаева Михаила Кирилловича, наградив его высокой правительственной наградой».
До этого мы жили несладко, а после ухода на фронт отца и его гибели и того хуже. Мама была неграмотная, работала охранником в Заготзерно. Паек на семью получала мукой. В неё тёрли картофель и из такой смеси пекли хлеб. Держали мы корову, свиней, кур и некоторое время гусей. Дрова и сено возили чаще на корове, но, случалось, и на себе. Все мы, несмотря на сложное время, учились, помогали маме по хозяйству».
Благодаря тому, что в 2010 году был снят гриф секретности с наградных документов Министерства Обороны РФ периода Великой Отечественной войны, сегодня мы можем приоткрыть завесу тайны и прикоснуться к нескольким фронтовым эпизодам из жизни Михаила Сабаева. Первый из них относится к январю 1945 года. В наградном приказе № 5/н от 3 февраля 1945 года по войскам 1158 стрелкового полка 352 Краснознаменной стрелковой дивизии 31 армии 3 Белорусского фронта записано: «Повозочный взвода снабжения 1 стрелкового батальона красноармеец Сабаев Михаил Кириллович награждается медалью «За боевые заслуги» за то, что он в наступательных боях в период с 22 по 25 января 1945 года под городами Тройбург и Летцен своевременно и аккуратно, несмотря на артиллерийско-минометный огонь противника, доставлял в боевые порядки подразделения горячую пищу и обеспечивал боеприпасами в необходимом количестве». В этом же документе есть и запись о ранении Сабаева. Его он получил на Западном фронте уже через два месяца после призыва – 17 июля 1943 года.
Второй документ – наградной лист – более пространный. В нем записано, что ездовой взвода снабжения 1 стрелкового батальона 1158 стрелковой дивизии 352 Оршанской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии приказом № 30 от 21 марта 1945 года был награжден орденом Красной Звезды. В этом документе – другая дата ранения: 16 августа 1943 года и указано точное место – под городом Ельня Смоленской области. Здесь же и описание подвига: «За время упорных и ожесточенных боев, разгоревшихся на окраине города Центен с 9 по 15 февраля 1945 года, показал себя смелым воином. Враг, подтянув свежие силы, усилил сопротивление, а также начал бросаться в яростные контратаки, стремясь вернуть утерянные ранее позиции, отрезав наши подразделения от тылов. Пути подхода к городу контролировались и обстреливались сильным артиллерийским и минометным огнем противника. Создавалась тяжелая обстановка. Однако красноармеец Сабаев, несмотря на это, регулярно обеспечивал боевые подразделения боеприпасами и продуктами питания, что и дало возможность нашим войскам успешно отбивать многократные ожесточенные контратаки противника с большими для него потерями.
Командир 1158 стрелкового полка майор Филинов».
О том, что он награжден орденом Красной Звезды, Михаил Кириллович так и не узнал. К этому дню он уже был две недели как мертв. Имя павшего рядового Сабаева увековечено в Книгах Памяти Омской и Калининградской областей, а также на мемориале города Багратионовск.
Алексей БАСТРОН.