Духовской Николай Иванович (1908-2002 гг.), уроженец села Седельниково. В РККА призван Седельниковским РВК 15 октября 1941 года. Рядовой, шофер 797 отдельного автотранспортного батальона 1 Ударной армии Северо-Западного, 1 и 2 Прибалтийского фронтов. Беспартийный. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Адамов Иван Ильич (1918-1989 гг.), уроженец деревни Каинцасс. В РККА призван Седельниковским РВК 15 октября 1941 года. Рядовой, шофер 797 отдельного автотранспортного батальона 1 Ударной армии Северо-Западного, Ленинградского фронтов. Ранен. Беспартийный. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освоение целинных земель», «Ветеран труда», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

Израненные, видавшие виды полуторки 797 автобата пробирались по новгородским проселкам к линии фронта. Дорога петляла меж лесов, болотин, временами вздымаясь на небольшие сухие взгорки. В околках – березки, осинки, изредка попадались сосенки. «Всё как дома», – подумал Николай Духовской. Перед глазами всплыла дорога, по которой в 1936 году гнал от Иртыша первые трактора, поставленные советским правительством в Седельниковский район.

Тогда на барже в Екатерининское пришли 24 колесника Харьковского тракторного завода. Плуги и всё железо на пристани погрузили на подводы. Таскали тяжести на руках, все до болтика вынесли. День на это ушел. А трактора уже погнали своим ходом на следующий. Казалось бы, простая работа, запустил двигатель да отсчитывай версты. Не тут-то было. Весь первый день на берегу прикручивали шпоры к металлическим колесам, к вечеру успели лишь забраться на Екатерининскую гору. Механизатор Алтунин был в этой «приемной бригаде», следил за тем, чтобы начинающие трактористы чего не напортачили.

Заночевали на хуторах, а утром третьего дня вновь в дорогу. Первая остановка в нашем районе – в деревне Кустак. Весь народ, от мала до велика, сбежался посмотреть на грохочущее чудо, способное заменить не один десяток лошадей. В Кукарке – та же картина. Юрто-Уйск в стороне от дороги, но и татары сбежались посмотреть на новенькие трактора. Ну а седельниковцы встречали колонну уже на окраине села. Остановился Николай возле своего дома. Мать выбежала, вынесла чистую одежду. Вышел сосед, Василий Фролович, взобрался на трактор и начал рассказывать седельниковцам о достижениях советских хлеборобов. Да, грамотный он мужик, умеет умное словцо в тему вставить.

Погнали механизаторы трактора к месту базирования Седельниковской МТС. Не было, конечно же, там ещё никаких гаражей и ангаров. В чистом поле разместились. Под огромным кедром  была и токарня, рядом – слесарная и мастерские. Вот такая своеобразная крыша над головой. Посмотрели после дальнего перегона технику, собрали плуги и поехали пахать пары в местный седельниковский колхоз. Как давно это было?..

А давно ли? Каких-то пять лет назад. Полуторка мерно урчит двигателем. Передовая приближается с каждой минутой. У горизонта видны всполохи от взрывов, доносятся их раскаты. Николай оглянулся, напарник – земляк Иван Адамов из Каинцасса – вел свою машину на дистанции в двадцать метров. «Сегодня можно такое расстояние между грузовиками держать, не снаряды везем, а радость для солдат – письма из дома, другую почтовую корреспонденцию», – подумал Духовской и вновь вспомнил родную сторону…

В Голубовке, куда после Седельникова были переброшены трактора районной МТС, после первых трех заходов на поле прибежал колхозный председатель и попросил немного обождать.

– Не верит у меня тут один деревенский дедок, что настоящие трактора голубовские поля пашут, – сказал он.

– Ну, веди своего неверующего, – ответил напарник Духовского, Ленька Семенюта. – Прокатим на железном коне.

И надо ж, привел. Деда посадили к Николаю на трактор. Куда его гнездить прикажете, коли в ХТЗ одно железное седло? Только на крыло. Тронул Духовской машину аккуратненько, чтобы дед ненароком не свалился. А тот голову завернул и во все глаза смотрит, как лемеха отваливают черную землю.

После круга остановились, дед слез, руками потрогал заводской плуг и, покачивая головой и что-то бормоча себе под нос, побрел в деревню…

Вечереет. Скоро доберемся до места. Пожевать бы чего, но в вещмешке даже завалящего сухаря не сыщешь. Да и накормят ли их на передовой, неизвестно. Николай вспомнил блины с маслом, которыми их каждое утро угощали яранцы, куда они поехали пахать поля после Голубовки, и вслух произнес:

– И суп всегда в Яранке был с мясом. Вот уж где действительно кормили, как на убой. Не то что в Голубовке, где люди скуповаты на угощения, или в Седельникове, где однажды накормили нас затхлым хлебом. Хотя сейчас, если честно, и такому куску рад был бы.

От таких мыслей голод разыгрался ещё сильнее, желудок сдавило. Встряхнул, несколько раз ладонями по щекам себя похлопал, вернулся к реальности и вспомнил уже Подмосковье. Был конец ноября 1941 года.

Николай Духовской со своей полуторкой прибыл из Седельникова, был распределен в 797 отдельный автотранспортный батальон. Первое задание, которое получили водители, перебросить 133 стрелковую дивизию под Солнечногорск. Её бойцы и офицеры должны были сдержать фашистов на пути к столице СССР. Но не успели: 25 ноября в районе деревни  Фёдоровка автобат попал в окружение, немцы к тому времени танковыми клиньями в очередной раз рассекли фронт и обошли с флангов перебрасываемую дивизию. Начались бои. Водители метнулись туда, сюда. Через несколько часов топливо было на исходе. Что делать? Две недели мыкались по лесам. Вышли. Не только пешком, но и машины вывели. За этот подвиг и Николая, и его земляка Ивана Адамова командование 1 Ударной армии Северо-Западного фронта представило к награждению медалями «За боевые заслуги».

Вот она, родная, тускло поблескивает серебром на гимнастерке. У Ивана такая же. Вручили их совсем недавно, в конце апреля 1942 года…

Командир 10 роты лейтенант Кузинец вписал каждому из них в наградной лист ещё и другие заслуги. Николаю Ивановичу: «…с момента формирования 797 автобата товарищ Духовской является одним из лучших в подразделении по боевой и политической подготовке. За приведение автомашины в боевую единицу командованием роты и взвода объявлена благодарность. Участник боев под Фёдоровкой. С момента вступления батальона в действующую армию показал себя грамотным и дисциплинированным бойцом. 25 ноября 1941 года попал в окружение, где был до 11 декабря. Сохранил машину, из разбитых грузовиков слил бензин и вывел свою в расположение частей Красной Армии в технической исправности. При транспортировке грузов в войсках 1 Ударной армии проехал 7180 километров, перевез 4667 тонн грузов без потерь и недостач. Неоднократно подвергался обстрелу и бомбежке с вражеских самолетов. Сохранил автомобиль для выполнения новых задач командования. Только с 1 по 12 февраля 1942 года перевез 902 тонны грузов на расстояние 1389 километров».

У Ивана Ильича запись схожая, разнятся лишь цифры пробега и тоннажа грузов: «Товарищ Адамов 25 ноября попал под Фёдоровкой в окружение. Когда у его машины закончился бензин, он её замаскировал в лесу, а сам отправился искать топливо. 11 декабря 1941 года вывел свою полуторку в часть  в полной боевой готовности, за что командованием была объявлена благодарность. Как и Николай Духовской в январе 1942 года занимался переброской грузов для войск 1 Ударной армии Северо-Западного фронта. За это время его машина прошла 7642 километра и перевезла 4987 тонн армейского снаряжения, боеприпасов и других грузов. Так же подвергался обстрелу и бомбежкам вражеской артиллерии и авиации. С 1 по 12 февраля 1942 года автомашина Адамова прошла 1547 километров и перевезла 1004,9 тонны грузов. При этом Иван Ильич обеспечил экономию бензина. В подразделении является примером  для бойцов, не имеет ни одного взыскания…»

– Спасибо, конечно, ротному за медаль, домой не стыдно будет вернуться, – вновь пробормотал Николай Духовской. – Мало ещё кто из наших ребят награжден.

Колонна прибыла к месту назначения. Разгрузка. И водители, и подоспевшие бойцы стараются побыстрее освободить кузова машин. Через час, дозаправившись и погрузив раненых, полуторки двинулись в тыл…

Впереди были три долгих года войны, новые тысячи километров проселочных и шоссейных дорог и тысячи тонн грузов. Иван Адамов будет ранен, вернется на Ленинградский фронт и по Дороге жизни будет возить в блокадный Ленинград муку, соль и другие продукты. Николай Духовской с войсками 1 и 2 Прибалтийского фронтов пройдет всю войну.

Алексей БАСТРОН.

94233075