(Продолжение. Начало в №№35, 36, 37, 38, 39, 40 от 6.09, 13.09, 20.09, 27.09, 4.10., 11.10.2024 г.)
День двенадцатый. 22 августа
Всем отрядом, включая «хромых и больных», за исключением одного из них – дежурного, идем на Малую высоту поднимать найденного вчера советского бойца. Брать щуп и миноискатель запрещено, категорически, а очень хотелось побегать поблизости – высока вероятность, что рядом в полосе наступления есть еще погибшие красноармейцы. В следующем году здесь будет не протолкнуться. И поедем ли вообще?
Без проблем находим нужное место, его грех не найти, выложенные нами кресты из бревен и ворота из чурок поди и из Космоса видно. Все работают на совесть, понимая ответственность. Очистили от земли и пыли череп, предположение, что солдат погиб молодым подтверждается, кости черепа не сросшиеся. По состоянию межкостных швов ему было от 23 до 40 лет. Из-за плохо сохранившейся нижней челюсти и зубов точнее не определить. Также нельзя высчитать по пропорциям лица пол погибшего. Кстати сказать, в лагере работала эксперт Института археологии, кандидат наук, которая с помощью специальных программ даже портреты погибших составляла, и отбирала на экспертизу генетический материал.
К сожалению, кроме фрагмента нижней челюсти, шейного позвонка, нескольких мелких осколков костей рук и ног ничего больше обнаружить не удалось. Не лучше и с вещественными источниками – пряжка ремня, да еще несколько патронов, поэтому до часа дня уложились без проблем. Сделали археологический стол, расчистили останки. Провели эксгумацию, все зафиксировали и сфотографировали, зачистили, сняли контрольный штык и выполнили рекультивацию участка.
После обеда Надежда Ивановна оформила протокол и сдала его руководству. Таким образом, отрядом из 11 человек поднято два бойца и сделано два «добора». Это отличный результат, особенно в сравнении с 2022 годом, по отношению к другим отрядам – средний.
Начали готовиться к завтрашнему захоронению и закрытию экспедиции, стирали вещи, подшивались. А молодежь еще и к традиционной церемонии посвящения в поисковики, которая состоялась после ужина, готовилась. Ее ритуал примерно одинаков у всех отрядов, и не зависит от возраста их участников, в чем мы еще раз убедились. Чуть позже нас посвящение проводили соседи из Новосибирска, у которых в группе были в основном взрослые. И их мужики, так же как и наши подростки, искали «клад» – банку сгущенки с помощью миноискателя и пили напиток поисковика, в котором чего только не было.
А начиналось всё с торжественного построения, подведения промежуточных итогов работы отряда и каждого поисковика. Затем юноши и девушки должны были продемонстрировать знания кодекса поисковика и выполнить ряд не только шуточных, но и серьезных заданий: с одной спички развести костер, исполнить Гимн поисковиков. После успешного их прохождения, все достойные, а недостойных не оказалось, «возложением» щупа на плечо и тремя шлепками по «мягкому месту» лопатой были «произведены» в поисковики. В наших рядах прибавилось единомышленников, что, безусловно, радует.
После 21 часа отряд принял участие в серьезнейшем, тоже традиционном, общем мероприятии – акции «Свеча Памяти». Но начиналось оно в этот раз нетрадиционно – большим спектаклем о Великой Отечественной войне, подготовленным самими поисковиками, среди которых оказалось немало талантливых певцов, танцоров, чтецов и актеров. Завершилось всё общим построением и минутой молчания у мемориала на высоте 269,8. На малом плацу из тысячи свечей было выложено изображение Вечного огня и вылетающего из него журавля – символа «Поискового движения России».
Сергей СЕРОБАБОВ.
(Продолжение следует)