Финансово-экономические санкции – это несправедливо. Хотя здесь есть определенные плюсы. Первоочередное – новые возможности для российских компаний работать на российском рынке, тем самым формировать экономическую независимость от других стран. Можно дифференцировать свой бизнес-портфель и уйти в новые дополнительные сегменты, или расширить зону присутствия своих продуктов через увеличение предложения на фоне ухода конкурентов.
Вспомните. Когда раньше мы говорили об импортозамещении, иногда это казалось просто модным трендом. Видимо, большинство компаний поэтому и не предприняли более активный переход на отечественный софт и оборудование, и тем самым не вызвали потребность у разработчиков работать на внутренний рынок. А ведь наши российские ИТ-шники одни из самых талантливых. Многие из них, работают именно на заказе импортных компаний. Теперь у них есть возможность сделать релакацию своих усилий на потребности крупных корпораций.
Так вот сейчас расцвет протекционизма. И меры поддержки, которые сейчас разрабатываются и очень оперативно внедряются Госдумой и федеральным правительством, – хорошие условия для роста. Думаю, и с кредитами ситуация тоже гармонизируется. Сейчас Правительство и Центробанк запустили антикризисные программы льготного кредитования: бизнес может получить оборотные кредиты сроком до 1 года и инвестиционные кредиты на срок до 3 лет. Кредиты будут выдаваться аккредитованными банками, а Центробанк будет субсидировать бизнесу процентные ставки. Продлена программа льготного кредитования на зарплаты сотрудникам ФОТ 3.0, введены мораторий на плановые проверки и кредитные каникулы. Нужно пользоваться. А то Азия тоже где-то рядом и им тоже хочется расширить свое присутствие на нашем рынке.
Кстати, в Омской области онлайн-ретейлер Wildberries планирует построить складские помещения общей площадью 100 тыс. кв м.. Поэтому Омская область вполне может стать логистическим хабом для товарообмена со странами Азии.