В медицинской роте 57-го мотострелкового полка проходят службу двадцать девушек из Омской области.

Серый «УАЗик» должен был приехать за гуманитаркой прямо с передовой рано утром. В туманном Стаханове его ждали. Из особых примет: машина без номеров, на крыше маскировочная сетка. Под такое описание подходит каждая вторая буханка на дороге. А их в прифронтовом городе много. «УАЗ» здесь самый популярный автомобиль.

Место расположения 57-го полка в нескольких десятках километров от города. По меркам мирного времени – рукой подать. Но на территории боевых действий путь всегда трудный и опасный. Машина, повидавшая на фронтовых дорогах многое, хоть и с опозданием, но  пришла. Бойцов по традиции встречают как родных – крепкими рукопожатиями и объятиями.      

Среди пассажиров – мужественных ребят в камуфляжной форме, балаклавах, с оружием в руках, оказалась девушка с доброжелательной улыбкой и спокойными умными глазами. Познакомились – Дарья Ушакова, старший санитарный инструктор роты управления 57-го мотострелкового полка, омичка. 

На днях в город Стаханов из Омской области поступила гуманитарная помощь для бойцов полка, в том числе для нашей медицинской роты «Омь». За ней ребята и приехали. А пока шла погрузка, мы с Дашей разговорились.

Поехала помогать

– Я родом из Черлакского района, родилась в небольшой деревне Пробуждение. Сейчас ее уже нет на карте.  Заканчивала наш Омский медицинский колледж. Получив диплом, пришла на работу в Омскую областную клиническую больницу.  Работала в отделении реанимации интенсивной терапии. Затем перевелась в отделение анестезиологии. Я и сейчас числюсь там, но нахожусь здесь, где больше всего нужна, – рассказывает Дарья. – Когда впервые услышала, что требуются медики в зону СВО, долго не раздумывала. Понимала, что ехать нужно.

– Как в семье восприняли такой порыв? А коллеги на работе? 

– Наша семья высоко патриотична. Два моих деда прошли Великую Отечественную войну. Мы всегда ими гордились. Один из моих дедушек освобождал Украину, был награжден. Прожил 89 лет. День Победы всегда был семейным праздником, когда мы все за общим столом слушали рассказы о войне.

Из нашего отделения в больнице я поехала одна. Некоторых моих коллег это повергло в шок. Многие говорили, что передумаю. Но меня так родители воспитали: взялся за что-то, надо доводить до конца. Отступать нельзя.

С моими родителями остался мой сын. В этом году Егор поступил в Омский кадетский корпус. Он очень гордится мамой. Для меня важно, что у ребенка есть достойный пример в жизни. Он знает, что мама занимается настоящим делом. Хочу, чтобы он вырос настоящим мужиком.

– И все-таки, Дарья, почему вы здесь?

 – Я приехала, чтобы помочь. В жизни должна быть цель не только заработать денег и жить в спокойствии и достатке. 

Пусть будет стыдно тем мужчинам, которые бегут от мобилизации за границу. Пусть они знают, что они прячутся за моей спиной.

Здесь произошла переоценка всех жизненных ценностей. Совершенно по-другому смотришь на мир. У нас в Омске раньше часто слышала жалобы на низкую зарплату, еще какие-то неудобства. А здесь людям сложно достать кусок хлеба.

Наши девчонки не боятся ничего

– А кто еще служит в медицинской роте из Омской области?

– Вместе со мной служат девчонки из областной клинической больницы им. Кабанова, детской областной больницы.  На передовой молодые медсестры из поликлиник. Все наши омские девчонки – отважные бойцы. Ничего не боятся. Оказывают медицинскую помощь и днем, и ночью. Никто ни разу не всплакнул и не заныл. Каждая шла с целью не денег заработать, а помочь.

– Дарья, когда и где вы впервые оказались на переднем крае?

– Это было в сентябре, мы пересекли «ноль» в районе села Ванюшкино под Новоазовском. Помню первую ночь, которую мы провели в лесополосе. Было очень напряженно. Мы слушали, как где-то далеко взрываются снаряды. Днем мы рыли окопы вместе с бойцами. Обустраивали быт.

Ребята у нас молодцы. Приезжаешь на позиции, даже не заметишь блиндаж – такая маскировка хорошая. Бойцы сами себя в шутку хобитами называют. Внутри у них буржуйка, нары, спальники.

– В основном вы работаете на передовой. На страх, наверное, некогда обращать внимание?

– Среди настоящих мужчин ничего не страшно. Хотя бываем всякое.  Однажды сама получила контузию. Обстреляли ангар, где стояла техника. Снаряд упал совсем рядом, взрывной волной меня отнесло к стене и очень сильно ударило о бетонную плиту. В глазах сразу потемнело. Что было потом? Помню, ребята меня куда-то несут. К своим же медикам доставили – откапали, поставили на ноги. У меня никогда не было желания, как у нас говорят, «затрехсотиться». То есть уехать на лечение в Россию. Я полечилась у себя и продолжаю службу. По-другому не могу.

Надо отдать должное матерям, воспитавших таких бойцов, как наши. Все относятся друг к другу с уважением, теплотой и заботой. Мы все живем как братья и сестры. И командир нашего полка Евгений Александрович Малышко – очень хороший человек. Живет в таких же окопах, есть такую же солдатскую кашу.

Женщины на войне

– Какую гуманитарную помощь вам привозят из Омской области?

– Самый расходный материал в медроте – жгуты, бинты. В холодное время года идет большой расход противовирусных, антибиотиков. В этих краях тяжелая зима. Сырость пробирает до дрожи. Особенно по ночам. Пневмонии – не редкость. Но медицинских средств хватает. Спасибо нашей Омской области, Министерству здравоохранения. Лекарства, перевязочные материалы, все медицинское оснащение в нашей роте есть.

Спасибо омичам и губернатору Омской области за помощь: нас снабжают абсолютно всем. Вещи, продуктовые наборы, техническое оснащение. Все, что приходит, всегда очень качественное и нужное.

– А косметику ваши девчонки просят привезти?

– Да, недавно в составе гуманитарной помощи привезли и косметику по нашей просьбе. Все девчонки пищат от радости! Несмотря на все тяжелые моменты, мы с девчонками не забываем, что мы – женщины, хоть и на войне. Всегда очень тщательно следим за своим внешним видом. Должен же хоть кто-то украшать этот страшный мир! И ребятам приятно, когда рядом девчонки симпатичные.

– Дарья, вы человек гражданский. Сложно было выучить все воинские звания?

Если честно, раньше я вообще в этом не ориентировалась. И сейчас путаюсь в должностях и воинских званиях. Ни одного командира не назвала «товарищ полковник». Всегда обращаюсь по имени и отчеству. Все воспринимают с пониманием.  

– А что на передовой для вас самое сложное?

–  Оказывать психологическую помощь, когда ребята теряют боевых товарищей. Вечером ты сидел  с ним у огня, а на утро его уже нет. Это сложнее всего – убедить бойцов, что жизнь продолжается. Каждый из медиков проходил дисциплину психологии. Но здесь все по-настоящему. Стараешься перевести разговор на какую-то другую тему, просишь вспомнить родной дом, рассказать о детстве. Ребята прислушиваются, через два-три дня приходят в себя. Служат дальше.

– А что греет душу?

– Греет то, что дома ждут. Откроешь коробку из Омска,  а там шерстяные носочки, которые бабушка связала и записку оставила «Сынок, мы тебя очень ждем». И детские открытки…  Эти письма бойцы носят в нагрудных карманах. Недавно пришла такая посылка с письмами от детей. В тот же вечер все наши ребята – от лейтенанта до полковника – сели писать ответ в Омск.   

А недавно прислали необычную посылку – третьеклассник связал амулетики в виде крестиков.  Ребята разобрали и носят всегда с собой.  

– Как вы поддерживаете связь с сыном?

– У Егора очень хорошие  воспитатели. Когда есть необходимость, делают все, чтобы мы с сыном пообщались. Я всегда говорю своему ребенку, что я им горжусь – тем, что он очень терпелив. Он, конечно, сильно переживает. Ему всего 11 лет. Но растет настоящим мужиком. Никогда не жалуется и не плачет. Последнее, что мы друг другу говорим, это слова «С Богом!».

Факт

Во время подготовки материала стало известно, что Дарья Александровна Ушакова награждена медалью Министерства обороны «За боевые отличия».

Андрей Мотовилов. С места событий. Продолжение следует

Фото автора

94233075