Фомин Тимофей Прокопьевич (1925-1945 гг.), уроженец деревни Елизарово Нифоновского сельского совета Седельниковского района. В РККА призван Седельниковским РВК 20 января 1943 года. Старший сержант, командир отделения 515 стрелкового полка 134 стрелковой Вединской Краснознаменной стрелковой дивизии. Кандидат в члены ВКП(б) с 1944 года. Дважды ранен в августе 1944 года. Умер от третьего ранения 25 января 1945 года. Похоронен в сквере напротив дома № 64 по улице Жиромского города Радом Келемского воеводства, Польша. Награжден орденами Боевого Красного Знамени, Славы III степени, медалью «За отвагу».
– Мой дядя, Тимофей Прокопьевич Фомин, погиб в той войне… Я помню, как бабушка хранила в своей швейной машинке перевязанные треугольники и листок-«похоронку», но была слишком мала, чтобы понять значение тех документов. Бабушка же неохотно рассказывала о том, как вместе с мужем, Прокопием Михайловичем, участником Первой мировой войны, поднимала оставшихся пятерых детей, как всех их сберегла и вырастила… Мне очень жаль, что я ничего не знаю о своем дяде, – и по сей день сокрушается моя мама.
С этого начался поиск.
Родился Тимофей Прокопьевич в январе 1925 года в крестьянской семье Марии Александровны и Прокопия Михайловича Фоминых. Окончил четыре класса Елизаровской начальной школы и пошел работать в колхоз: пас телят, помогал в заготовке сена, зимой подвозил корма на скотные дворы, пилил чурочки для тракторов (парогенераторные трактора работали на дровах). Повзрослев, стал помощником тракториста, а потом и сам сел за штурвал многосильного «железного коня».
20 января 1943 года Седельниковским РВК он был призван в Красную Армию. Ушел на фронт мальчишкой, а уже через несколько месяцев стал настоящим, повидавшим виды, мужиком: учился, осваивал военную науку, воевал, с фронта присылал зарплату, помогая растить оставшихся дома сестру и младших братьев.
Год и одну неделю Тимофей Прокопьевич готовился к участию в боях. Предстояли длительные марши и наступления. Командование не спешило пускать неподготовленных бойцов в лобовые атаки, готовило новобранцев тщательно.
26 января 1944 года. Этой датой отмечается начало участия Фомина в сражениях Отечественной войны. В это время 134 стрелковая дивизия вела наступательные операции на подступах к Белоруссии. В ночь на 3 февраля бойцы и командиры совершили марш в район населенных пунктов Тешки, Спириденка, а через шесть дней после артподготовки перешли в наступление. Завязались тяжелые бои, фашисты неоднократно поднимались в контратаки, которые поддерживали огнем танковых частей. 9 февраля от прямого попадания снаряда в блиндаж наблюдательного пункта командира дивизии, погиб комдив Яковленко. Через два дня командование частью принял полковник Е.Я. Бирсштейн.
Десять дней в обороне – и новый марш. Теперь в район деревень Бояры, Новый Двор, Залюпино, где в ночь на 19 февраля 1944 года бойцы 134-ой сменили части 145 стрелковой дивизии. До 20 марта 134 стрелковая дивизия вела активную разведку и местные бои. В конце месяца Тимофей Фомин, как и его однополчане, вышел из подчинения 39 Армии Западного фронта и по железной дороге был переброшен в район города Ковель. Теперь им предстояло в составе 69 армии 1 Белорусского фронта вести наступление в направлении Польши.
Кстати, переброска по железной дороге далась дивизии тоже нелегко. Я нашла описание этого марша во фронтовых дневниках 134 стрелковой Вединской Краснознаменной стрелковой дивизии. Вот что здесь записано: «В период следования постепенно зима сменяется весной. Проезжаем Сарны, Ровно. Вражеская авиация рыщет и бомбит эшелоны. В один из налетов был тяжело ранен командир дивизии полковник Бирсштейн. Его обязанности до 24 апреля 1944 года исполняет полковник Д.В. Груздев. Имеются убитые и раненые из числа личного состава дивизии…»
В ночь с 17 на 18 апреля 134 стрелковая дивизия заняла оборону на рубеже Дажва – Серкизув – Нары – Осмиговичи – Свинажино. Вместо раненого командира дивизии 24 апреля был назначен генерал-майор В.Н. Марцинкевич. Практически месяц бойцы и офицеры дивизии вели бои с противником, отбивали их контратаки и откидывали на прежние позиции. Одновременно командование части начало готовится к наступлению.
16 июля 1944 года из района Ковеля дивизия, при поддержке авиации и танков, прорвала сильно укреплённый район противника, форсировала реки Турья и Западный Буг и вошла на польскую территорию. Первым на этой земле был освобождён город Хелм, за что дивизия получила благодарность Верховного Главнокомандующего.
В ночь с 28 на 29 июля два полка дивизии – 738 и 629 – захватили на западном берегу Вислы плацдарм, вошедший в историю Отечественной войны под названием «Пулавский». За отличные боевые действия, доблесть и мужество, проявленные при взятии города Хелм, 9 августа 1944 года 134 стрелковая Вединская дивизия и 738 стрелковый полк были награждены орденами Красного Знамени и стали именоваться Краснознаменными. 515 стрелковый полк, в котором воевал Тимофей Прокопьевич, во втором эшелоне должен был переправиться на захваченный плацдарм и расширить его.
29 июля 1944 года во время рекогносцировки у Вислы при налёте вражеской авиации осколком разорвавшейся бомбы был смертельно ранен и через несколько часов скончался командир дивизии генерал-майор Владимир Николаевич Марценкевич. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Уже через два дня в командование дивизией вступил Герой Советского Союза полковник А.Г.Бойцов. Именно он, а также командир 515 стрелкового полка гвардии подполковник Пономарчук за августовские висленские бои представили нашего родственника Тимофея Фомина к званию Героя Советского Союза. Как это было?
31 июля 1944 года помощник командира стрелкового взвода 2 стрелковой роты старший сержант Фомин под артиллерийским огнем противника форсировал Вислу и на занятом плацдарме развернул взвод. Бойцы быстро окопались, заняли оборону и стали прикрывать переправу остальных подразделений. Фашисты несколько раз переходили в контратаки, стремясь сбросить наши части в Вислу. С 1 по 5 августа здесь шли страшные бои. В одном из них, 3 августа, Тимофей Прокопьевич уничтожил троих немцев. Дважды Тимофею Фомину и бойцам его взвода доводилось врываться в боевые порядки немцев и в рукопашной схватке, как написал командир полка, «штыком и гранатой» решать исход поединка. За этот подвиг он был награжден первой правительственной наградой – медалью «За отвагу». Наградной приказ об этом за № 156/н по войскам 515 стрелкового полка 134 стрелковой дивизии 61 стрелкового корпуса 69 Армии 1 Белорусского фронта был подписан 8 августа 1944 года.
22 августа Тимофей Прокопьевич и его однополчане вели бои за расширение плацдарма на западном берегу Вислы и улучшение своих позиций. В тот день старший сержант Фомин первым ворвался в траншеи противника и лично уничтожил шестерых фашистов. В заслугу Тимофею Прокопьевичу командование поставило и то, что в оборонительных боях на Пулавском плацдарме, находясь в боевом охранении, он неоднократно отражал нападения разведгрупп противника.
26 августа Фомин был ранен, но не ушел с поля боя, пока задача не была выполнена. За мужество и отвагу в борьбе с немецкими захватчиками на Пулавском плацдарме Тимофей Прокопьевич 15 сентября 1944 года был награжден второй раз, теперь уже орденом Славы III степени.
А через два дня командир 515 стрелкового полка гвардии подполковник Пономарчук написал на Тимофея Прокопьевича представление к званию Героя Советского Союза за то, что тот в ночь с 30 на 31 августа выдержал ещё один смертельный бой. Тогда Фомин с группой бойцов на лодке форсировал Вислу. Осколками разорвавшего рядом вражеского снаряда лодку сильно посекло, и она стала тонуть. Получил ранение в голову и сам Тимофей Прокопьевич. Превозмогая боль, он взял 12-килограммовый ручной пулемет и вплавь достиг западного берега. В это время противник предпринял несколько ожесточенных контратак, чтобы ликвидировать новый прорыв русских. Раненый Фомин из пулемета в упор косил немцев и предрешил успех переправы остальных бойцов. В этом поединке Тимофей Прокопьевич уничтожил около 30 фашистов. В последующих боях он неоднократно поднимался в контратаки, в рукопашной схватке валил наседавшего врага, чем воодушевлял на подвиги и самопожертвование своих однополчан.
В тот же день представление Тимофея Фомина на звание Героя Советского Союза поддержали командир 134 стрелковой дивизии Герой Советского Союза гвардии полковник Бойцов, командир 61 стрелкового корпуса генерал-майор Григорьевский, член военного совета 69 Армии гвардии генерал-майор Шелаковский, командующий 69 Армией гвардии генерал-лейтенант … (подпись неразборчива – Н.Г.). Менее чем через месяц, 10 октября, начальник 2 отделения отдела кадров 69 армии майор административной службы Моисеев поставил в наградном листе отметку о награждении Тимофея Прокопьевича… орденом Красного Знамени. Высокая награда, вторая по значимости боевая в Советском Союзе. Но все же не медаль Золотая Звезда и звание Герой Советского Союза. Кто, почему и на каком этапе не поддержал мнения столь высоких командиров о награждении Тимофея Фомина, для нас навсегда останется загадкой.
В сентябре 1944 года Тимофей Прокопьевич попал в госпиталь. Молодой и красивый парень встретил здесь свою любовь, которую никто из его родственников так и не увидел. Лишь из письма нам стало известно, что, получив третье, тяжелое, ранение он все награды оставил своей девушке.
Обстоятельства того, последнего для него боя, сегодня нам неизвестны, но кое-что можно предположить, тщательно изучив донесение о потерях 134 стрелковой дивизии за январь 1945 года и сводки с мест сражений. 14 января 1945 года началось наступление с Пулавского плацдарма, где к этому времени уже сосредоточилась вся 69 Армия. После мощной артиллерийской подготовки пехота, поддерживаемая авиацией, танками и самоходными орудиями, прорвала сильно укреплённую оборону противника, освободила польский город Радом. Именно на подступах к нему 18 января и был тяжело ранен Тимофей Прокопьевич. Вероятнее всего он и его однополчане попали на минное поле. У всех, кто поступил с ним в госпиталь, ранения ног: Андрей Гончарук – минно-осколочное ранение обеих голеней, бедер и стоп, Михаил Кустов – слепое осколочное ранение правого бедра, проникающее в живот, Петр Осадчий – ранение бедра, Иван Наводкин – минно-осколочное ранение бедра, Иван Музыченко – ампутация бедра, Анатолий Назин – доставлен в госпиталь трупом, Тимофей Фомин – ранение обоих бедер. Через неделю, 25 января, Тимофей Прокопьевич скончался от полученных ран. Он был похоронен в сквере напротив дома № 64 по улице Жиромского города Радом Келемского воеводства в Польше.
Не узнал он, что спустя четыре дня, сломив сопротивление немцев, его однополчане пересекли реку Обра и вошли на территорию Германии. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 19 февраля 1945 года 134 стрелковую Вединскую Краснознамённую дивизию наградили орденом Суворова II степени. Эта награда по праву принадлежит и Тимофею Фомину. Как не узнал Тимофей Прокопьевич и самую главную для себя новость – в 1945 году у него родился ребенок.
Наталья ГОРДЕЕВА, внучатая племянница, с. Седельниково