Балашенко Леонид Константинович (1925-1945 гг.), уроженец деревни Петропавловка Седельниковского района. Сержант, воздушный стрелок 569 штурмового авиаполка 199 штурмовой авиадивизии 4 штурмового авиакорпуса. Член ВЛКСМ. На его счету – более 40 боевых вылетов. Убит при выполнении боевого задания 19 февраля 1945 года. Похоронен на кладбище местечка Шадловитц, северо-западнее города Иновроцлав. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

«Нас называли смертниками» – так говорили о себе летчики-штурмовики, летавшие в годы Великой Отечественной войны на знаменитых ИЛ-2. И для этого есть все основания.

Боевые потери летчиков ВВС Красной Армии за время войны составили 27600 человек, в том числе 7837 летчиков-штурмовиков. Потери среди стрелков, прикрывавших заднюю полусферу самолета, в среднем были в полтора-два раза большими. Гибли летчики меньше потому, что они летали в кабине с броневой обшивкой, а стрелка «прикрывала» от пули или снаряда только фанерная, а позже – алюминиевая обшивка самолета.

За годы войны было произведено 36154 самолета ИЛ-2, по состоянию на 10 мая 1945 года в составе воздушных армий фронтов насчитывалось 3289 машин. Было подготовлено и отправлено на фронт 356 штурмовых авиаполков, причем 140 полков проходили переформирование в тылу 1 раз, 103 авиаполка – дважды, 61 – трижды, 31 – четыре раза и 21 – пять раз. Немцы прозвали русский штурмовик «Шварцтот» – черная смерть. В 1943-1945 годах штурмовая авиация, действуя под прикрытием истребителей, наносила серьезнейшие потери переднему краю вермахта.

В штурмовых авиационных полках  воевали и наши земляки. В частности, в составе 569 штурмового авиаполка воевал в должности воздушного стрелка Леонид Константинович Балашенко, уроженец деревни Петропавловка Седельниковского района. Когда я начинал проверять данные о нем, то нашел именной список безвозвратных потерь сержантского и рядового состава в частях и соединениях 4 штурмового авиакорпуса за период с 17 по 27 февраля 1945 года (Центральный архив Министерства обороны РФ, ф. 58, оп. 18003, д. 359. Секретно, экземпляр 1).

Согласно этому документу «Балашенко Леонид Константинович, сержант, воздушный стрелок 569 штурмового авиаполка, член ВЛКСМ, убит при выполнении задания 19 февраля 1945 года. Похоронен на кладбище местечка Шадловитц, что северо-западнее  города Иновроцлав, приблизительно в 6 км. В случае гибели сведения следовало передать брату Балашенко Александру Константиновичу. Извещение о гибели № 0208 было отправлено 24 февраля 1945 года».  

20 февраля погибли еще два стрелка – однополчане Леонида Константиновича – Виталий Викторович Кокоулин из Тюменской области и Николай Емельянович Пойманов, уроженец Харькова. Оба они сложили головы в катастрофах, связанных с выполнением боевого задания. По сути, самолеты вместе с экипажами разбились при выполнении вынужденной посадки: при попытке посадить самолет «на брюхо», после того как он был подбит. Всего за период с 17 по 27 февраля в части погибли четыре воздушных стрелка. 

19 февраля 1945 года в один день с Леонидом Балашенко во время штурмовки вражеских объектов в районе города Грабау (Германия) в воздушном бою с численно превосходящим противником погиб и Герой Советского Союза, командир эскадрильи 569 авиаполка Александр Михайлович Осипов, уроженец города Алатырь Чувашской АССР, совершивший 83 боевых вылета.

21 августа 2008 года появились новые данные о фронтовой биографии нашего земляка. Согласно справке из Центрального архива Министерства обороны РФ № 11/94308 от 22 июля 2008 года Леонид Балашенко был дважды награжден за период 1944-1945 годов. Вот дословный текст документа: «…сержант Балашенко Леонид Константинович, 1925 года рождения. Домашний адрес на момент награждения был: город Рыбинск, Верфь имени Володарского, д. 4. Воздушный стрелок 569 штурмового авиационного полка. В учетных карточках имеются записи о его награждениях:

— медалью «За отвагу» — приказом 569 ШАП № 02/н от 3 июля 1944 года. Награда вручена за № 1291589. Удостоверение № 160907.

— орденом «Красной Звезды». Приказом 199 штурмовой авиационной дивизии № 04/н от 7 февраля 1945 года. Награда значится неврученной.

Выписка дана с соблюдением текста оригинала.

Основание: ЦАМО РФ, картотека учета награжденных».

Вторая награда не вручена в связи с гибелью. О чем могут рассказать посвященному читателю эти строчки из архивной справки. Во-первых, о том, что наш земляк совершил не менее пятнадцати боевых вылетов. Вот что пишет о практике награждения воздушных стрелков Владимир Моисеевич Местер, сержант, воздушный стрелок 92 гвардейского штурмового авиаполка, сделавший сорок боевых вылетов: «За первые десять боевых вылетов воздушные стрелки награждались медалью «За отвагу», ещё за 15 – орденом Красной Звезды. Следующим вручался орден Отечественной войны II степени». Именно такая последовательность наград и у нашего стрелка. Значит и он вылетал на штурмовку не менее двадцати раз. Были, конечно же, случаи и досрочного награждения за проявленную доблесть во время боевого вылета. Но это ни в коей мере не умаляет  заслуг Леонида.

Во-вторых, побывать в боевом вылете и вновь в него оправиться – надо иметь мужество. Что такое боевой вылет – это вылет на уничтожение и штурмовку наземных объектов с обязательным выполнением задания. Как правило, каждый вылет сопровождался и воздушным боем с истребителями противника. Яркой иллюстрацией к этим строчкам могут стать слова Юрия Михайловича Хухрикова, летчика 566 штурмового авиаполка, совершившего 84 боевых вылета: «Покрышкин сделал более 500 вылетов, провел 84 воздушных боя, сбил 59 самолетов. У меня было 84 боевых вылета, в каждом из которых был бой».

Были случаи (пусть и нечастые), когда воздушных стрелков переводили в другие подразделения из-за неспособности вести воздушный бой, по причине физической слабости и непереносимости полетов (воздушный стрелок летал спиной вперед, не видя перед собой ничего, кроме задней полусферы самолета, с интенсивными перегрузками) или когда из-за откровенной трусости их предавали суду военного трибунала.

Нагляднее всего суровые будни воздушных стрелков описывают сами ветераны, воевавшие в штурмовых полках. Владимир Местер так пишет о начале своих боевых будней: «…стрелки, как и летчики, чаще гибли в первых вылетах. Когда стрелок сделал десяток вылетов, есть надежда, что он будет еще жить, хотя это не всегда от него зависело».

Через четыре года после начала поисков, 2012 году, я получил дополнительную информацию о боевом пути петропавловского воздушного стрелка и перестал опираться только на предположения. С созданием электронной базы данных «Подвиг народа», я детально узнал, за что был награждён двадцатилетний стрелок из Петропавловки. Оказалось, что Леонид Балашенко был реальной грозой для фашистских «фоккеров».

Медаль «За  отвагу» он получил уже через две недели своего участия в боях. Вот что записано в наградном листе Балашенко, датированном июлем 1944 года: «Воздушный стрелок младший сержант Балашенко участвует в Отечественной войне на 1 Белорусском фронте с 20 июня 1944 года. Произвёл 11 успешных боевых вылетов на содействие и прорыв укреплённой полосы противника на Бобруйском направлении, показав при этом образцы мужества и отваги. 28 июня 1944 года при возвращении с боевого задания в районе Березино один «Фокке-Вульф 190» пытался зайти в хвост самолёта и атаковать. Товарищ Балашенко, внимательно наблюдая за воздухом, своевременно заметил противника и своим метким огнём отразил атаку истребителя. В тот же день товарищ Балашенко трижды летал на выполнение боевых заданий. При втором полёте в районе цели при выходе из атаки обстрелял группу солдат, которая вела огонь по самолётам, уничтожив при этом до 6 человек, что подтверждается летавшими экипажами группы».

До февраля 1945 года Леонид Константинович  произвёл ещё 25 боевых вылетов, за что и был представлен к ордену Красной Звезды. «Товарищ Балашенко за период пребывания на фронтах Отечественной войны произвел 34 успешных боевых вылета (к 20 января 1945-го – А.Б.)… После первой правительственной награды он летал на уничтожение Бобруйской группировки и на прорыв сильно укреплённых полос противника на Млавском направлении. При выполнении боевых заданий показал образцы мужества и отваги. На деле является надёжным защитником своего экипажа с воздуха. За это время товарищу Балашенко приходилось шесть раз отражать атаки истребителей противника… При уничтожении артиллерийских и миномётных батарей в районе Моньки – Тжацанье экипаж, в составе которого находился стрелок Балашенко, атаковали два истребителя противника. Своевременно заметив подходящих истребителей, он короткими очередями сумел отразить атакующие самолёты. В районе Остроленка экипаж вылетел на разведку и был атакован тремя «Фокке-Вульф 190». Балашенко во взаимодействии с огнём командира экипажа сумел также отразить все атаки истребителей. В этом бою показал высокое мастерство воздушного стрелка. С 14 по 20 января 1945 года летал четыре раза на содействие в прорыве укреплённой полосы и уничтожение отходящих войск противника на Млавском направлении. В районе Хохенштайн при выходе самолёта из пикирования обстрелял двигавшуюся автоколонну с боеприпасами и живой силой. По подтверждению экипажей, одну из машин поджёг. В районе Насельск при выходе из атаки пулемётным огнём обстрелял на станции железнодорожный эшелон. Из-за сложных метеорологических условий результат не наблюдался».

Меньше чем через месяц, 19 февраля 1945 года Леонид погиб при выполнении очередного боевого задания.  

Алексей БАСТРОН

94233075