27 ноября отмечается добрый теплый праздник – День матери. Это хороший повод каждому еще раз сказать слова любви и благодарности своим мамам, а для них самих – вспомнить счастливые моменты материнства. У Валентины Семеновны Рощиной, матери пятерых сыновей, с детьми связаны и самые радостные переживания, и самые тревожные и горькие минуты. А сегодня её женское счастье продолжается уже во внуках.
– Сама я из Спасска, – начинает свой рассказ Валентина Семеновна, – теперь этой деревни давно уж нет, а тогда и жителей там немало было, и ферма большая была. Росли мы без отца, маме было трудно, но всё же двое из троих детей выучились, получили высшее образование, а я после восьмилетки решила поступать на агронома.
Студенчество Валентины продлилось недолго. Когда в сентябре первокурсников отправили на традиционные полевые работы, ей пришлось вернуться в деревню: мама тяжело заболела и нуждалась в уходе. На учебу Валя так и не вернулась, пошла работать на ферму:
– Потом я не раз думала, правильно ли поступила, – признается она, – может, собралась бы с духом, снова учиться пошла, так и не в Саратовке жизнь бы прошла, не в телятнике да на дойке.
Трудиться вчерашней школьнице приходилось много и тяжело. 12 лет была телятницей в колхозе «Заря», потом перешла в доярки. Замуж тоже вышла рано – в 18 лет, за односельчанина Петра Рощина, который был почти на 10 лет старше её. А вот детей молодая семья дождалась не сразу, зато уж когда в 1974 году родился первенец Лёня, больше Валентине в своей материнской состоятельности сомневаться не приходилось. В 1976 году появился Иван, в 1980 – Олег, в 1983 – Сергей и в 1985 – Денис.
– Всё девочку ждали, – признается мать, – да видно не судьба была, так и не дождались.
Впрочем, сыновья у Рощиных удались такие, что о девочке горевать не пришлось. Дружные, работящие, и отцу в любой работе подмога, и матери в делах подспорье.
– Я-то с раннего утра до вечера на ферме, когда мне было сильно домашними делами заниматься? Так парни по очереди и убирали, и пол мыли, и посуду – всё умели. Как я их воспитывала? Да где рукой, где веником, – усмехается Валентина Семеновна, а в глазах столько тепла, что сразу понятно: ни венику, ни озорным мальчишкам от такого воспитания ущерба не было.
Пришла пора Леониду идти в армию, и тут-то началась чреда испытаний, порой черных и жестоких, для материнского сердца. Лёня, отслужив, остался на сверхсрочную. Отдавать воинский долг Родине отправился Иван, попал в десант. И тут грянули лихие события в Чечне. Леонид в них не участвовал, демобилизовался, а Ивану довелось. Более того, вслед за братьями отправился в армию Олег, и его судьба тоже забросила в военный котел. А потом эту же участь испытал Сергей. Представляете, что значит для матери отправить троих детей в зону вооруженного конфликта, знать, что ежедневно их жизнь под угрозой, не спать ночами в тревожном ожидании хоть каких-то вестей?
Родители вздыхали с облегчением, что хотя бы Лёня избежал такой опасности. Но увы. Молодой человек всегда мечтал быть военным или служить в милиции. Туда и устроился водителем после службы. Хотел учиться, получить специальность и работать в правоохранительных органах. Этим планам не суждено было сбыться, он погиб.
Олег в Чечне получил тяжёлое ранение. Узнали об этом родители сначала из досужих деревенских пересудов: сослуживец сына вернулся, а его всё не было. Поползли слухи: страшные липкие. Мол, в госпитале Валентинин сын, а не дает о себе знать, потому что чуть жив: обезножил, ослеп. Едва дождалась мать звонка от Ивана и на его вопрос, поедет ли она в Москву, где проходит лечение Олег, без раздумий ответила: «Еду!»
– До сих пор не могу те дни вспоминать, – говорит Валентина Семеновна, и смахивает набежавшие слёзы. – Сижу я в госпитале в холле внизу, а Ваня пошёл разузнать, где Олег, как к нему пройти. Верите ли, я была в таком состоянии, что забыла свою фамилию. Медсестра трижды объявляла: «Рощина! Кто здесь Рощина?» Ко мне подошла, спрашивает: «Вы не Рощина?» А я ей говорю: «Нет». И только потом опомнилась, побежала к ней, сказала, что это я. А после вижу, Иван по лестнице спускается, а за ним – Олег. Сам идёт! На своих ногах! И тут только легче мне стало, словно плиту каменную с сердца сняли.
За подвиг Олег Рощин был награжден орденом Мужества. Сергей, к счастью, отслужил без ранений. Правда был период, когда целых полгода от него не было писем. Эти месяцы тоже добавили родителям седины, но, слава Богу, всё обошлось. Младший – Денис – прошёл службу без происшествий.
Возвращались сыновья из армии, устраивались на работу, заводили семьи. Так у Валентины Семеновны, наконец, появились дочери:
– Повезло нам с невестками, со всеми хорошие отношения, люблю их, как дочерей, – признается она. – Иван с Ольгой в Калининграде поселились, в основном по телефону общаемся. Лена с Олегом после свадьбы у нас немного жили, а потом в район переехали. Так мы с ней, как подруги были, она ж наша, соловьёвская. И Сергея жена Ольга, и Наташа у Дениса – все из наших мест.
Сейчас у старших Рощиных семь внуков. Четыре внучки – отрада бабушке, которая в молодости так мечтала заплетать детские косички да любоваться на нарядные платьица – и три внука:
– На маленького Сёмушку не нагляжусь, уж такой он хороший! – признается бабушка, – всех люблю, никого не выделяю из внуков, но он у нас самый младший, такой потешный!
Дети и внуки отвечают старшему поколению любовью, заботой и уважением. Три года назад помогли купить Валентине Семёновне и Петру Ивановичу квартиру в райцентре. Сделали ремонт, перевезли их поближе к себе и благам цивилизации. Для Валентины Семеновны после колонки на улице, рукомойника и старенькой «Сибири» холодная и горячая вода в доме, канализация и машинка-автомат кажутся едва ли не сказкой:
– Жить бы да радоваться, – говорит она, – здоровье вот только подводит. У нас же Сергея снова призывали по мобилизации. Потом, когда многодетных освободили от службы, его вернули: трое ведь у них. Так отец за это время совсем слег. Думали, неужели нам снова через это пройти придется…
Пять сыновей воспитала Валентина Семеновна, пять защитников страны, пять достойных граждан. Где она черпала силы, чтобы не опустить руки в трудную минуту? Что спасало её в нелегких испытаниях? Лишь сила духа, которая живет в материнском сердце.
Глядя на эту простую деревенскую женщину, с открытой улыбкой и ясным прямым взглядом, понимаешь, на таких матерях и держится страна. Не останется она без защитников, пока их будут ждать дома, пока будут держать их крылья святой материнской любви.
Людмила БЫЧКОВА. Фото автора.