Россия находится в трехлетнем электоральном цикле, который закончится в 2024 году выборами президента РФ. Неоднократно уже отмечалось, что истинное понимание настроений избирателей дадут не губернаторские избирательные кампании, а выборы в местные органы власти — в этом году их будет 17 (парламенты регионов и городские думы областных центров). При этом в четырех регионах: Москве, Омской и Псковской областях, а также Алтайском крае, в следующем году состоятся выборы глав регионов, поэтому уже после 11 сентября можно делать прогнозы относительно того, как будут проходить выборы глав этих регионов, что там происходит оппозицией и настроениями элит.

Например, в Омской области, которая наряду с Новосибирской и Алтайским краем традиционно входила в «красный пояс», буквально в режиме реального времени происходит крушение надежд коммунистов. Если в прошлом году на выборах в Госдуму они получили 31 процент (ЕР всего 33 процента) — по сути, разгромив тогда внутриполитический блок областной администрации, то в этом году им повезло меньше. Команде губернатора Буркова удалось полностью перевернуть политические расклады. Все говорит о том, что результаты выборов в этом году коммунистов очень разочаруют. Три четверти мандатов могут достаться единороссам, единичные места заберут эсеры и жириновцы. (Кстати, «Новые люди» тоже, судя по всему, подтвердить прошлогодний результат — 8,21%, в Омске не смогут). То есть из 40 мандатов представителям КПРФ может достаться три или четыре, а по некоторым оценкам электоральных экспертов они и вовсе могут не получить ни одного мандата!

Сейчас у омских коммунистов в Горсовете девять мест и сокращение фракции в два раза и более будет свидетельствовать о серьезном политическом и организационном кризисе в региональном отделении партии. Глава омских коммунистов Алехин публично обещал взять «половину горсовета», и теперь, понимая к чему все идет, готовится заранее скандалить и оспаривать результат.

Причин, почему команде губернатора Омской области удалось за прошедший с прошлых выборов год переиграть КПРФ несколько:

 1. Помог общероссийский политический феномен, известный как «донбасский консенсус», которым смогли умело воспользоваться местные власти. Омск сегодня один из самых активных в плане поддержки СВО городов. Достаточно вспомнить скандал с отменой концерта Би-2, которые отказывались выступать на фоне баннера с литерой Z. Рейтинги «Единой России» в регионе за последние полгода выросли почти вдвое — с 25 до 41 процента.

 2. Технологическая организация избирательной кампании. Из 40 кандидатов региональному штабу удалось сформировать единую «команду губернатора» и за счет взаимного делегирования рейтинга создать синергитический эффект, работающий на каждого из кандидатов. Еще одним эффективным решением стало изменение смешанной системы выборов на полностью мажоритарную.

 3. Александр Бурков вспомнил, что он не только губернатор, но и в прошлом талантливый политтехнолог и сумел создать межпартийную коалицию, в которую вошли отделения всех политических партий в регионе, кроме коммунистов, отказавшихся договариваться на старте. Любопытно, что являясь губернатором от «Справедливой России», Бурков дает «Единой России» лучшие результаты, чем иные губернаторы-единороссы (не забывая при этом и про свою родную партию).

 4. Виноваты в своем фиаско и сами омские коммунисты. Упоенные прошлогодней победой, они очень небрежно отнеслись к формированию состава кандидатов, собрав их из депутатов, их помощников и странных персонажей — кто-то с судимостями, а кто-то даже объявлен в розыск.

Но главная причина, все же в том, что Омская область может покинуть в этом году «красный пояс» — это смена приоритетов самих избирателей. Компартия устаревает на глазах. Не может родить ни одного свежего лозунга, ни одного интересного политика. Избиратели ждут новых кандидатов — адекватных времени и политической ситуации. И это самый важный вывод, который можно сделать на омском примере, но касается он всей политической ситуации в России.

94233075