Сегодня бизнес не может обойтись без Интернета, даже расположенные на селе малые предприятия решают свои вопросы с помощью цифровых ресурсов: обращаются за мерами государственной поддержки, закупают запчасти для оборудования и ищут покупателей своей продукции. Однако активным распространением технологий пользуются и мошенники, которые стремятся заполучить чужие деньги.

Сельским предпринимателям может показаться, что они вообще не заинтересуют мошенников в силу относительно небольшого масштаба бизнеса. Однако, к сожалению, от попадания «на прицел» к злоумышленникам не застрахован никто. Поэтому «цифровая гигиена» – правила безопасности для защиты денег и данных в Интернете – остается все такой же актуальной. Более того, здесь на первый план выходит социальная ответственность предпринимателя, ведь от его финансовой грамотности зависит не только собственное благополучие, но и безопасность сотрудников, партнеров и клиентов.

Региональный центр финансовой грамотности поделился информацией о распространенных схемах мошенничества, с которыми могут столкнуться предприниматели.

Поддельные счета и «незаказанные» товары. Мошенники могут прислать на имя компании счет за товар (или услугу), который организация не заказывала, и потребовать его срочной оплаты, угрожая судом. Весь расчет строится на том, что жертва в силу занятости или исполнительности не станет проверять документы, а сразу переведет деньги «контрагенту».

Объявления и реклама-ловушка. Предпринимателям стоит с осторожностью выбирать каналы для размещения рекламы. Пользуясь этой схемой, преступники обычно пытаются продать места на несуществующих носителях или в фальшивых бизнес-каталогах. Также они могут затребовать ваши личные данные для подачи «бесплатного» объявления или «подтверждения» информации в нем. Помните, соглашаясь на размещение рекламы на сомнительном сайте, вы рискуете никогда не увидеть ни объявления, ни своих денег.

Лжепредставители бизнеса и официальных структур. Злоумышленники никогда не раскрывают свое истинное лицо, а прячутся под личинами представителей других коммерческих структур, банков, государственных учреждений или служб и т.д. Как правило, такие звонки сопровождаются давлением и угрозами: «коммунальщики» обещают отключить за неуплату электричество или воду, «банкиры» и «налоговики» – подать в суд за несуществующие в реальности долги, «правоохранители» – обвиняют в нарушениях закона или пугают хакерскими атаками на компьютеры и сети предпринимателя, а «контролеры» – лишить лицензии. Помните: официальные органы так не работают и тем более не решают возникающие проблемы угрозами.

«Техническая поддержка». Хакеры пытаются убедить жертву в том, что с ее компьютером, сетью или кассой возникли проблемы. Для исправления ошибок и перезапуска якобы требуется удаленный доступ. В лучшем случае, вы оплатите дорогостоящую, но ненужную работу лжемастера. Но гораздо чаще мошенники получают доступ к паролям, данным о счетах и клиентах организации. Ни в коем случае не доверяйте сторонним «специалистам», если никого не нанимали в штат или по контракту.

Фишинг. Еще один способ выманить конфиденциальную информацию. На электронную почту или в мессенджере приходит (или смс-сообщение на телефон), которое гласит о «срочной необходимости подтвердить данные карты или учетной записи». В реальности ссылки ведут на поддельные сайты, которые собирают информацию от доверчивых пользователей и тем самым открывают преступникам доступ к чужим деньгам.

Мошеннический коучинг. Остерегайтесь «экспертов», которые обещают баснословную прибыль в короткие сроки после покупки обучающего курса. Чаще всего такие программы стоят неоправданно больших денег, но не несут никакой пользы. Прежде чем отправляться на обучение, изучите отзывы о бизнес-тренере и проверьте его репутацию.

Покупка и удаление отзывов. Некоторые компании предлагают «накрутить» хорошие отзывы и высокие оценки или зачистить плохие. Не связывайтесь с ними – это вредит репутации, к тому же исправить оценки пользователей на интернет-платформах просто так нельзя. Для корректировки должен быть существенный повод.

Главный совет от специалистов для любой из упомянутых ситуаций: не торопитесь. Любое требование срочно, сию минуту, перевести деньги должно настораживать. Перепроверяйте информацию от собеседников и не идите на поводу, кем бы они ни представлялись. Получили счет? Позвоните контрагенту по номеру, который у вас был раньше, а не указанному в письме. Коммунальщики по телефону угрожают отключить свет за неуплату? Положите трубку и поднимите историю платежей. И, конечно, не сообщайте никому данные своих карт, пароли и коды из смс.

Повышайте свою финансовую грамотность и обучайте несложным, но важным правилам сотрудников. Эти знания – лучшая инвестиция в безопасность вашего бизнеса. С вопросами по повышению финансовой грамотности вы можете обратиться в Региональный центр финансовой грамотности по телефону +7 (3812) 27-79-19.

Изображение сгенерировано ИИ

94233075