(Продолжение. Начало в газете «Сибирский труженик» №№33, 38, 39, 41, 42 от 22 августа, 26 сентября, 3, 17, 24 октября 2025 года)

26 июля 2025 года

Сегодня снова идем в поле всем отрядом, но работаем всего до трех часов дня, потому что вечером торжественное открытие Вахты Памяти.

Как и вчера разделились на три группы. Для первой, основной, выбрали для раскопа еще один хорошо сохранившийся ДЗОТ, угловой, на правом фланге нашей обороны. Двое идут в разведку. Задачи минимум: найти конец третьей полосы обороны 719 стрелкового полка, проверить траншеи, бруствер и воронки рядом, а в оставшееся время «прогуляться» по второй линии окопов в начале леса. Задача максимум для всех – найти погибших героев. С собой, по очереди, в качестве второго номера берем девчонок и новичков из парней, что бы закрепили навыки пользования миноискателем, пинпоинтом, щупом, малой поисковой лопатой и почувствовали не только романтику разведки, но и ее  тяжесть.

За третьим рвом, как и рассказывали местные поисковики, траншею повредили лесозаготовители. Но, как выяснилось, и без них в этом месте она переходила в отдельные разбросанные в разных направлениях окопчики-редуты. Видимо здесь красноармейцы дрались в полуокружении или даже в полном окружении. Но бой был скоротечным: настрела и осколков мало. Останков погибших на позициях и в воронках – нет, возможно они были собраны финнами.

В первом часу дня вернулись к своим, перекусили бутербродами, запивая их водой или заедая черникой. Оказалось, это не только полезно, но и вкусно. А ее здесь столько, что опытный ягодник спокойно набрал бы за день ведра четыре.

После небольшого отдыха отправились за два километра на вторую линию обороны. Как оказалось, она была пошире, как минимум два ряда окопов, а за ними – защищенные землянки. Но все они были раскопанными где поисковиками, а где и черными копателями. Больше было здесь и осколков, и не только от мин, но и от танковых, артиллерийских снарядов и авиабомб. Отдельные – размером с лопату. Страшно представить, что было с человеком при попадании в него такого кинжала.

Но и здесь бой был непродолжительным, как и записано в архивных документах – несколько часов. Под натиском врага красноармейцы отошли, оставив на позициях неиспользованные гранаты, патроны, с собой взяли то, что смогли унести. Тяжелораненые, скорее всего, попали в плен, а погибших собрали финны. Где их захоронили, неизвестно. Находки традиционные: осколки, хвостовики мин, гильзы, патроны, гранаты.

В раскопанном ДЗОТе, как и в предыдущих, было пусто. У других отрядов тоже – лишь разочарование. Уже вечером в разговоре по душам руководители местных поисковиков признались, что результат был, ожидаем: они использовали нас как рабочую силу, чтобы убедиться, что на позициях погибших больше не осталось. Но в качестве бонуса завтра все отряды примут участие в поднятии бойцов, которые были обнаружены ими в ходе предварительной разведки в мае и июне. После чего они пообещали показать более перспективные места для разведки, где только начали работу сами.

До вечера готовили к предстоящему мероприятию парадную одежду, а так же экипировку к завтрашнему выходу в поле. Путь обещали далекий, нелегкий, по тайге, болоту, пересеченной местности с оврагами и ручьями.

Открыла Межрегиональную Вахту Памяти «Фронтовыми дорогами Карелии» руководитель экспедиции Марина Владимировна Осиева. Представителей местной власти не было, возможно были заняты более важными делами.  Кроме слов приветствия и представления участников экспедиции, Марина Владимировна рассказала присутствующим о боевых действиях в годы Великой Отечественной войны в республике и наших планах на две недели. Подробнее о своих отрядах поведали руководители и сами поисковики, от нас – Галина Григорьевна Кудря, а Андрей Смеляков исполнил под гитару песню «На всю оставшуюся жизнь».

Сергей СЕРОБАБОВ. Продолжение следует.

94233075