Часть 3. Лагерь
Первоначально лагерь экспедиции был распланирован перед деревней Тулокса, в двух километрах от трассы и места предполагаемых работ. В ста метрах от реки Тулоксы и моста через впадающую в нее речушку Саяпку, на заросшем травой бывшем колхозном поле размером гектаров в десять, была выкошена площадка в два футбольных поля для палаток.

Первыми на участок заехал отряд из Кузбасса и занял лучшее место на северной стороне у лесопосадки вдоль грунтовой дороги. Но это не спасло их от 30-градусной жары и солнца, и через три дня один из детей получил тепловой удар. Остальным поисковикам пришлось бы ставить лагерь на открытом месте. Кроме того, под подсохшие валки сена с болот и каналов полезли гадюки. Три ряда деревьев не спасали от туч пыли с дороги, на которой к тому же велись ремонтные работы.
Вода из Саяпки пригодной для питья была чисто условно, даже после кипячения. Свое начало река берет с болот и по цвету и качеству вода в ней похожа на нашу из реки Уй. К тому же прямо в нее с обеих сторон вели канавы от дороги. Проблемно было использовать ее и в технических целях. Берега заросли тальником, не было удобных спусков к воде. А на более открытом месте на дне остались сваи от старого моста и камни. Поэтому руководство приняло мудрое решение перенести лагерь в новое место – на берег Ладожского озера. Для этого пришлось договариваться с местными властями и лесниками, ведь берег Ладоги не просто водоохранная зона, куда нельзя въезжать на автотранспорте, но и заповедник. Здесь нельзя разжигать костры, тем более в пожароопасный период, рубить деревья, рвать и вытаптывать цветы и траву. Но понимая важность и необходимость поисковых работ, дисциплинированность поисковиков, чиновники и экологи пошли на уступки, тем более что многочисленные туристы из Москвы и Питера не спешат соблюдать даже элементарные правила.
Территория лагеря была обнесена сигнальной лентой, определены места для биваков, костров в специальных ваннах, и для стоянки техники. Въезд в лагерь посторонним был запрещен, о чем предупреждала специальная табличка, но в первый же день она исчезла вместе с частью ограждения, а в лагере появились палатки и машины отдыхающих, слава Богу немного. Ведь вели они себя отвратительно: распивали спиртные напитки, шумели, сквернословили, мусорили, рубили деревья, а ветки подбрасывали в лагеря поисковиков, до утра гремела музыка.

В новый лагерь мы прибыли уже в восьмом часу вечера. Выбрали место, из трех предложенных руководством экспедиции. Остановились на варианте – поближе к озеру, у входа на пляж, несмотря на предупреждения местных во время непогоды быть смытыми потоками воды с горы или замерзнуть от прохладных ночных ветров с Ладоги. А иногда, пугали они, с озера приходят ураганы и смерчи, срывают и уносят палатки и все, что плохо лежит. Но в день нашего приезда на побережье было безветренно, солнечно и плюс 26. И такую же погоду синоптики обещали на десять дней. Справа от нас, так же ниже террасы, расположили свой лагерь поисковики из Чувашии, приехавшие раньше нас, а на горе – отряды Кузбасса и Карелии.
Времени на отдых не было, но увидев красоту Ладожского озера, первым делом решили окунуться в его водах, некоторые сделали это не снимая одежды. Вода оказалась прохладной, так как еще не успела прогреться после предшествующих нашему приезду дождей. После водных процедур распланировали лагерь, поставили пять палаток и натянули тент для будущей столовой, чтобы на случай дождя было место, куда спрятать отрядное имущество. Чаем нас угостили коллеги из Кузбасса, а дежурные на их костре приготовили ужин. Кушали уже в сумерках, расположившись на выделенных для хозяйственных нужд горбылях.
Перед сном еще раз искупались, теперь нас уже никто не торопил, и можно было не только помыться, но и поплавать, а так же побродить по берегу и полюбоваться курортными ландшафтами. Бесконечные водные дали, песчаные пляжи и, главное, полуметровые волны, делали Ладогу похожей на море, так мы его и называли в дальнейшем. А родители, родственники и друзья, глядя на первые наши фотографии, удивленно спрашивали, это вы где?
Сергей СЕРОБАБОВ. Продолжение следует.