С 3 декабря 2014 года в нашей стране отмечается такая памятная дата, как День неизвестного солдата. Официально она связана с тем, что именно в этот день, в 1966 году, в ознаменование 25-й годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен у стены Московского Кремля в Александровском саду.

Казалось бы, многое за послевоенное время восстановлено, раскрыто, рассекречено, однако белых пятен в истории Великой Отечественной меньше не становится. Одна из тайн связана и с Седельниковским районом.
Одним из документальных источников по фронтовикам, призванным из нашего муниципалитета, является восьмой том Книги Памяти Омской области, причем не только список, но и вступительная статья. Именно в ней был опубликован ряд фотоснимков, взятых из фондов музея первой Седельниковской школы «Ступени поколений» и районного музея истории, на которых запечатлены выпускники средней школы предвоенных лет, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны. Парадокс в том, что практически никого из них нет в идущем после вступления перечне фамилий. В чем дело? Как восстанавливать их судьбы? Где искать имена и отчества, ведь в подписях к фотоснимкам в лучшем случае даны инициалы, у других указаны лишь фамилии. Задача сложная, на первый взгляд – неразрешимая, но мы все же взялись за поиск.
С группового фотопортрета на нас смотрят шесть парней. В подписи – весьма скудная информация: «Выпускники Седельниковской средней школы. Фото июня 1941 года. Сидят (слева направо) Ермолаев, Есипенко, Братухин Ф. Стоят – Анохин А., Беляев А., Гуляев В. Войну пережил только один В. Гуляев, остальные погибли».

Ермолаев Владимир Афанасьевич (1921-1941 гг.), уроженец села Урлютюк Железинского района Павлодарской области. В РККА призван Седельниковским РВК в 1940 году. Выпускник Новосибирского военно-пехотного училища. Лейтенант, командир стрелкового взвода 14 запасной стрелковой бригады. Участник парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. Учтен пропавшим без вести под Брянском в декабре 1941 года. Увековечен в Книге Памяти по Тарскому району Омской области. Информации о награждении нет.
Сведения о парнях собирались по крупицам годами. Одной из первых ещё в 2016 году занялась восстановлением их ратных судеб поисковик из Седельникова, ветеран педагогического труда Валентина Ивановна Иванова. В тот же год глава Ельничного сельского поселения Галина Семеновна Альбинович, отвечавшая за подготовку акции «Бессмертный полк-2016», принесла нам сведения об одном из погибших бойцов – Владимире Афанасьевиче Ермолаеве, 1921 года рождения. Это был первый, причем значительный шаг вперед, ведь на подписи к фотоснимку, кроме записи «Ермолаев», ничего не было. Оказалось, что Владимир до Великой Отечественной окончил Новосибирское военно-пехотное училище и войну встретил уже в звании лейтенанта. Эти данные Галине Семеновне передала жительница Ельничного Лариса Николаевна Зогина.
Как только мы получили дополнительные метрики Ермолаева, сразу же провели проверку по общедоступным базам данных Министерства Обороны России «Мемориал», «Подвиг народа» и «Память народа». В одном из документов значилось, что лейтенант 14 запасной стрелковой бригады Ермолаев Владимир Афанасьевич, 1921 года рождения, пропал без вести в декабре 1941-го. В другом – «рядовой, артиллерист Ермолаев Владимир Афанасьевич, 1921 года рождения, полевая почта 940, призванный Седельниковским РВК в 1940 году, учтен пропавшим без вести с декабря 1941 года. Письменная связь с ним потеряна с октября того же года». Отец – Ермолаев Афанасий Васильевич – на момент гибели сына проживал в городе Тара на улице 4 Линия, 12.
Расхождение – только в звании. Но, как выяснилось из первого источника, верное всё же офицерское, так как в 1941 году в Омский областной военкомат ушло донесение о том, что «…лейтенант, командир стрелкового взвода 14 запасной стрелковой бригады Ермолаев Владимир Афанасьевич пропал без вести». На рядовой и сержантский состав таких донесений в годы войны никто не оформлял, такая практика была применима только к офицерам.
Сопоставив имеющиеся сведения, мы решили проверить перечень погибших ветеранов по Тарскому району в надежде найти имя нашего земляка. Повторюсь, в седельниковском списке его нет. Здесь нас ждала удача: на странице 254 нашли запись: «Ермолаев Владимир Афанасьевич, рядовой. Погиб в декабре 1942 года».
Признаюсь, что в ноябре 2017 года у нас с Валентиной Ивановной даже закралось сомнение в истинности первоначальных сведений о Владимире Афанасьевиче и дате снимка, ведь в книге Раисы Семеновны Шевченко и Нины Федоровны Морозовой об истории Седельниковской средней школы №1 есть такая фраза: «Заканчивался обычный учебный год. Десятиклассники второго выпуска школы сдавали экзамены, мечтали о будущем, строили планы на лето и вдруг… война. В 1941 году окончили школу Азевич Ф., Белоножкин А., Дербенев В., Ермолаев А. …».
Встал вопрос: или в одном из источников неверные инициалы (и в книгах это встречается, и в подписях к фотографиям), или у Владимира Афанасьевича был младший брат, или на снимке из Книги Памяти не конкретный выпуск школы, а просто друзья. Одна из этих версий подтвердилась довольно быстро благодаря тому, что с 2012 года районное поисковое объединение занято комплектованием фототеки участников Второй мировой войны. В ней мы обнаружили портрет авиационного механика Агадафора Афанасьевича Ермолаева. Тип его лица, отдельные черты очень схожи со снимком Владимира Афанасьевича.

Ермолаев Агадафор Афанасьевич, 1923 года рождения, уроженец села Урлютюк Железинского района Павлодарской области Казахской ССР. В РККА призван Железновским РВК Омской области 12 сентября 1941 года. Выпускник Седельниковской СШ №1. Старший сержант, авиационный техник 3 авиационной эскадрильи 967 штурмового авиаполка 12 воздушной армии Забайкальского фронта. Член ВЛКСМ. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией».
В базе данных «Память народа» сохранился наградной приказ №1/н от 20 августа 1945 года, согласно которому авиационный механик 3 авиаэскадрильи 967 штурмового авиаполка 12 воздушной армии Забайкальского фронта старший сержант Ермолаев Агадафор Афанасьевич награждается медалью «За боевые заслуги» за то, что «…в течение продолжительного срока службы в авиачастях Забайкалья всегда аккуратно и точно выполнял все задания командования, обслуживаемый им самолет не имел случаев отказа материальной части и невыхода на задание. Во время войны с Японией при форсировании Большого Хингана в труднейших условиях обеспечил безотказную работу материальной части. Участвовал в воздушном десанте по занятию города Мукден». В этом же приказе есть и метрические данные Агадафора: «родился 5 октября 1923 года, член ВЛКСМ с 1939 года, русский. Место рождения – село Урлютюк Железинского района Павлодарской области Казахской ССР. Призван в Красную Армию Железновским РВК Омской области в 1941 году…».

После Великой Отечественной войны Агадафор Афанасьевич дослужился до звания старшего лейтенанта, служил в 24 запасном авиаполку Забайкальского военного округа, в 248 штурмовой авиадивизии 9 воздушной армии Приморского военного округа. Окончил службу 8 февраля 1956 года.
Дополнительным подтверждающим родство Агадафора и Владимира источником стал очередной звонок Ларисы Николаевны Зогиной, раздавшийся в редакции газеты «Сибирский труженик» 7 декабря 2020 года после выхода на страницах «районки» статьи об истории этой фотографии. Жительница Ельничного подтвердила, что они были братьями, а позже сообщила, что у них был еще один брат, воевавший на фронтах Великой Отечественной войны – Михаил, 1915 года рождения, призванный в РККА из Челябинска. Кроме того, Лариса Николаевна сообщила, что отец – Ермолаев Афанасий Васильевич – до 1970 года жил в Седельникове на ул. Комсомольской, а во время войны – в Таре.

Анохин Александр (отчество, годы жизни установить не удалось), уроженец Седельниковского района. Других сведений нет, как нет информации о награждении.
В надежде уточнить и расширить исходные данные о тех, кого запечатлел в 1941 году фотограф, я начал искать исходный снимок. В Летописи Седельниковской средней школы №1 (том первый, датированный сороковыми-пятидесятыми годами прошлого столетия) такой фотокарточки не оказалось.
17 ноября 2017 года я обратился за помощью к директору Межпоселенческого музея истории Седельниковского района Ларисе Николаевне Якубенко. В фондах муниципального хранилища старины был обнаружен фотоснимок, с которого в 1993 или 1994 году делали копию в Книгу Памяти, изданную к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вот только надпись на обороте была другой, не та, что значится в мемориальном издании: «На добрую и долгую память Братухиной Марии с уважением от Сашки Анохина». Так у нас появилось ещё одно имя, но, к сожалению, дальше продвинуться не удалось ни на йоту, несмотря на то, что мы неоднократно делали «вбросы» в многочисленные группы в социальных сетях, общались с жителями района, носящими фамилию Анохины. Никто не подтвердил с Александром своего родства.
А вот Мария в наших базах данных была, пусть и с не очень пространной биографией:

Братухина Мария Ивановна (1921-1956 гг.), уроженка села Седельниково. Рядовой, санитар Воронежского фронта. Информации о награждении нет.
Сведений о службе Марии, кроме тех, что содержатся в сборнике «Солдаты Победы», к моменту издания 5 тома обнаружить не удалось. Это и не удивительно, ведь с момента ее смерти прошло уже 65 лет. Не оказалось записей о ней и в районном музее истории.

Братухин Федор Иванович (1919-1943 гг.), уроженец села Седельниково. В РККА призван Седельниковским РВК в 1940 году. Младший лейтенант, командир взвода управления батареи 228 стрелкового полка 55 стрелковой дивизии. Член ВЛКСМ. Убит в бою 6 января 1943 года. Похоронен в 400 метрах восточнее деревни Горбы Лычковского района Ленинградской области. Информации о награждении нет.
Потом за дело взялись бойцы поискового отряда «Долг», созданного в СШ №1 в сентябре 2017 года, Ксения Фельдман и Анастасия Салангина. Ксюша, проверяя списки погибших фронтовиков из Седельниковского района, обнаружила в Книге Памяти запись: «Братухин Федор Иванович, р. 1919 г., с. Седельниково. Младший лейтенант, командир взвода 228 стрелкового полка 55 стрелковой дивизии. Погиб 6 января 1943 года. Похоронен у деревни Горбы Ленинградской области». Так мы раскрыли ещё одно имя, хотя, признаюсь, это было не самым сложным на нашем пути.

Началась проработка материалов, что сохранились на местном уровне. Так в районном музее истории было обнаружено удостоверение, выданное Братухину Федору Ивановичу в том, что он окончил объединенные курсы подготовки младших лейтенантов Северо-Западного фронта по двухмесячной программе с общей отметкой «хорошо». Согласно приказу по войскам Северо-Западного фронта №01054 от 23 августа 1942 года ему было присвоено воинское звание «младший лейтенант».
Здесь же было найдено и извещение о гибели офицера с текстом: «Младший лейтенант, командир взвода Братухин Федор Иванович, уроженец Омской области, Седельниковского района, с. Седельниково, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 6 января 1943 года. Похоронен в Ленинградской области. Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии (Приказ НКО СССР № 214)».

Проверили мы и общедоступные фонды Центрального архива Министерства Обороны РФ. В одном из них – ф.58, оп.18001, д. 487, л. 45 – значится следующее: «Братухин Федор Иванович, 1919 года рождения, младший лейтенант, командир взвода штабной батареи 55 стрелковой дивизии, кадровый, убит в бою 6 января 1943 года». Во втором документе – в приказе об исключении из списков офицерского состава, погибшего и пропавшего без вести в годы Великой Отечественной войны из состава Вооруженных Сил СССР – появились и дополнительные метрические данные: «Мать – Братухина Анна Савельевна, проживает в селе Седельниково Седельниковского района».
Благодаря тому, что в 2017-м мы разместили фотоснимок в группе «Сибирский труженик» в социальной сети «Одноклассники», мы узнали и то, как он попал в музей истории. На связь с нами вышла первый директор Седельниковского музея Людмила Алексеевна Патрахина, ныне жительница Омска. В комментариях к теме она написала: «Добрый день, Алексей. Эту фотографию в музей передал Братухин Михаил Иванович. На фото его родной брат Фёдор Иванович с курсантами училища. Вот почему я не знала ни о ком. Его брат погиб…»
Такой вот поворот! А в подписи к снимку – выпускники Седельниковской средней школы. Очередная загадка. Подумав, мы склонились все же к варианту, что это наши парни, учившиеся в первой школе райцентра, так как вместе с Федором на снимке Владимир Ермолаев, выпускник Седельниковской СШ. Курсантами одного училища они быть никак не могли, так как Федор стал офицером уже в годы войны на краткосрочных курсах при Северо-Западном фронте, а Владимир – в Новосибирске в военно-пехотном училище до Великой Отечественной.
Теперь предстояло выяснить боевой путь 55 стрелковой дивизии, а если удастся, то и 228 стрелкового полка, в котором воевал Федор Иванович в тот период, когда погиб. Сведения нашлись, но довольно скудные: «Комплектование 55 стрелковой дивизии второго формирования началось в декабре 1941 года в Приволжском военном округе. В действующей армии находилась с 7 апреля 1942 по 25 марта 1943 года; с 10 мая 1943 по 30 июля 1944 года и с 13 сентября по 10 октября 1944 года.
В составе 11 армии в ходе зимнего и весеннего наступления 1942 года при проведении Демянской наступательной операции войсками Северо-Западного фронта, 55 стрелковая дивизия участвовала в боях с противником. Под деревнями Рыкалово и Большие Дубовицы Новгородской области бойцы и командиры соединения нанесли большой урон дивизии СС «Мертвая голова». Летом 1942 года 55 стрелковая дивизия, перейдя к обороне, сковывала значительные силы противника». Именно в этот период Федор Иванович и был направлен на краткосрочные офицерские курсы и с успехом их окончил. В начале 1943 года 55 стрелковая дивизия в составе 27 армии участвовала в Демянской наступательной операции на северном участке фронта.
А вот найти обстоятельства гибели нашего земляка сегодня уже не представляется возможным, так как в фондах ЦАМО РФ сохранились журналы боевых действий 55 стрелковой дивизии лишь двух периодов: с 22 июня по 8 сентября 1941 года (дивизия первого формирования) и с 25 апреля по 8 декабря 1943 года. Федор Иванович сложил же свою голову на Ленинградской земле 6 января 1943 года. Похоронен он в 400 метрах восточнее деревни Горбы Лычковского района Ленинградской области.

Есипенко Григорий Родионович, 1919 года рождения, уроженец деревни Сухимка Седельниковского района. В РККА призван Седельниковским РВК 23 августа 1939 года. Старший сержант, командир отделения разведки управления 2 дивизиона 328 артиллерийского полка 150 стрелковой дивизии 2 Прибалтийского фронта. Член ВКП(б). Дважды ранен. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Про остальных ребят со старого фотоснимка сведений не было никаких до зимы 2020 года, пока мы не опубликовали в сокращении этот очерк на страницах «Сибирского труженика». 7 декабря нам позвонил житель Седельникова Виталий Петрович Есипенко и сообщил следующее:
– В первом ряду в центре мой дядя, Григорий Родионович Есипенко. Он – 1919 года рождения, моложе моего отца, а тот родился в 1916 году, родом из Сухимки. Ушел на фронт, воевал, награжден двумя боевыми орденами, остался жив. Получается, что надпись под снимком о том, что он погиб – неверная. После войны дядя жил в Омске, в 1968 году я с ним встречался, но чаще общаться не довелось. Другой информации о дяде у меня нет, как нет и его фотографии послевоенных лет.
Сведения о боевом пути Григория Родионовича, к счастью, сохранились в Центральном архиве Министерства Обороны России. В документах значится, что призван был Есипенко в Красную Армию в 1939 году, участвует в боях с фашистами с мая 1942 года в составе 391 полка НКВД. В тот же год он получил легкое ранение и находился на излечении, а после попал служить в 150 стрелковую дивизию, ставшую известной на весь мир в мае 1945 года, так как бойцы именно этого подразделения водрузили флаг над Рейхстагом. Вероятнее всего, в боях на подступах к Берлину отважный разведчик был ранен во второй раз, так как после лечения в эвакуационном госпитале №2748 23 мая 1945 года его распределили в военно-пересыльном пункте и направили в батарею 76-мм пушек 34 запасного стрелкового полка.
За 1943 годом значится приказ о награждении орденом Красной Звезды и наградной лист, подписанный командиром 328 артполка полковником Грязевым 23 декабря. Вот что в нем написано: «В боях с 16 по 21 декабря сего года в районе деревни Осетки старший сержант Есипенко, будучи командиром отделения разведки, находясь на наблюдательном пункте, лично обнаружил два ручных пулемета, одну 37-мм пушку, несколько блиндажей и одну минометную батарею, которые огнем дивизиона немедленно были уничтожены. В своей работе товарищ Есипенко показывает образцы мужества и умелого руководства своим отделением». Несмотря на последующую на наградном листе резолюцию о понижении награды до медали «За отвагу», приказом №7 от 29 декабря 1943 года по войскам 150 стрелковой дивизии 2 Прибалтийского фронта Григорий Есипенко был награжден орденом Красной Звезды.
В апреле 1944 года наш земляк был награжден вторым орденом – Отечественной войны II степени. В наградном листе описаны бои, за которые Григорий Родионович был представлен к столь высокой награде. Тогда, 2 марта 1944 года, в боях у деревни Зимари и у высоты 169,8 Есипенко находился в боевых порядках пехоты. Немцы пошли в контратаку, и командир отделения артиллерийской разведки, корректируя огонь дивизиона, помог отразить вражеский натиск. При этом было уничтожено три пулемета и до сотни солдат и офицеров противника.
В боях за высоту 169,8 была прервана телефонная связь, немецкое орудие прямой наводкой стало бить по наблюдательному пункту начальника разведки дивизиона. Тогда Есипенко, не раздумывая, рискуя жизнью, восстановил связь под ураганным огнем противника, вражеское орудие было уничтожено нашей батареей.
После окончания Великой Отечественной Григорий Родионович был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В Книге Памяти Омской области по Седельниковскому району, на странице 167, он и по сей день значится погибшим. Может быть, поэтому и под фотографией появилась соответствующая запись.
На данный момент это всё, что после шести лет поиска нам удалось узнать о парнях, запечатленных в сорок первом на фотоснимке. Не нашли мы сведений лишь о Беляеве А. и Гуляеве В., даже их имен и отчеств. Будем надеяться и искать. Вечная всем память!
Алексей БАСТРОН.