Есипенко Мария Селиверстовна (1920-2012 гг.). Родилась в деревне Сухимка Седельниковского района Омской области.

Мария Селиверстовна Есипенко у здания районного музея истории

Призвана в РККА Седельниковским РВК осенью 1943 года. Ефрейтор, телефонист 43 отдельного железнодорожного батальона. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Почетный гражданин Седельниковского района.

Впереди процессии шли две машины. На них в несколько рядов стояли гробы. Всех, кто лежал в кузовах, Маша хорошо знала. Вот вроде бы и война закончилась, а её однополчане погибли…

Железнодорожный батальон, в котором она за два года прошла по военным дорогам не одну сотню километров, перекинули в Карпаты, на Западную Украину. Сюда, казалось бы, в глубокий тыл, на мирную землю их направили для восстановления народного хозяйства. Группа в составе 23 человек прибыла с задачей восстановить разрушенную связь, провести техническую разведку, а кое-где и подремонтировать мосты. Приехали бойцы с мирными целями, и надо же, кому-то помешали.

Глядя на траурную процессию, Мария с ужасом подумала: «А ведь среди них могла оказаться и я. Хорошо, что в тот день командир меня в эту группу не назначил».

Прибывших предупреждали, что в районе проведения строительных работ орудуют бандеровцы. Но насколько были коварны эти фашистские выродки, парни и девчата ещё не догадывались. На засаду одной из таких банд и напоролись машины со специалистами. Бандиты пропустили их к себе в тыл, отрезали путь к отступлению, а затем хладнокровно расстреляли. Лишь одному красноармейцу удалось избежать расправы. Он-то и рассказал о случившемся.

И вот они, родненькие, лежали в кузове. Всех она знала в лицо, потому что была комсоргом батальона. Вспомнила, как уже на территории Германии с сослуживцами встретила Победу. Тогда все думали о доме. Казалось, он был так близок. Сколько километров они вместе прошагали по Псковской, Новгородской, Латвийской земле. Кругом видели разрушенные деревни и сёла, страдания советских людей.

А батальон, в котором служила Мария Есипенко, быстро восстанавливал железнодорожные пути и мосты. Работали бойцы на износ, не жалея сил. Укрепляли насыпи, перекидывая тонны земли, таскали шпалы. Все поставленные нормы перевыполняли на 180-200 процентов. Фронту нужны были пополнение и техника, а быстрее, чем по железной дороге это сделать было нельзя. Ей, как комсоргу батальона, было трудно вдвойне. Себе она поблажки не давала. Постоянно между делом проводила беседы с сослуживцами о выполнении плана, но больше всего на людей действовал её личный пример. К вечеру уже не было никаких сил, падала на подушку и сразу засыпала.

Вспомнила, как их, молоденьких ещё девушек, обучали военному делу сначала в райцентре Седельниково, а затем в Омске. Обучение давалось тяжело. Кормили очень плохо, а нагрузки – наравне с мужскими. Командиры объясняли, что на фронте пуля не выбирает, мужчина ты или женщина. Там выживает сильнейший. Все мечтали о скорейшей отправке в боевые части. Осенью 1943 года Маша попала на фронт. Туда она ехала уже коммунисткой, вступила в партию ещё в 1941-ом. Калининский фронт, потом Прибалтика…

После войны Мария Есипенко вернулась в Седельниково. Устроилась на работу секретарем сельского Совета. За время ее работы сменилось тринадцать председателей, а она, как на фронте, оставалась на своем посту, на котором старалась быть впереди. Тридцать лет на одном месте. Знала в Седельникове расположение каждой усадьбы, в голове держала, кто у кого сосед, какой огород, сколько держат скотины, скрупулезно отрабатывала документы. Старалась, чем могла, помочь односельчанам, за что те её уважали, приходили за советом…

Правда, это уже было после войны, а сейчас она шла за грузовиками и не догадывалась, что ждет её за поворотом. В округе орудовали бандеровцы…

Сергей КАЗАЕВ.

94233075