28 ноября 2024 года исполнилось десять лет со дня запуска завода по переработке молока «МилкОм». Сегодня он выпускает продукцию под двумя брендами «Лужайкино» и «Утренняя зорька», символом обеих марок является восходящее солнце.
В День рождения молокоперерабатывающего предприятия на нем побывали главные редакторы и корреспонденты районных газет в рамках пресс-тура, который был организован для журналистов Министерством внутренней политики Омской области.
Надо отметить, что «МилкОм» с 2014 года, с самого своего основания, является активным участником федеральной программы промышленного туризма. Завод – единственный омский производитель, чьи двери открыты для всех желающих. Каждую среду здесь бывают и взрослые, и дети, которые не только знакомятся со всей технологической цепочкой, но и дегустируют продукцию. Причем едят её даже те школьники, которые в обычной жизни молочку не жалуют, а здесь, на предприятии – пробуют с удовольствием, потому что она не из магазина, а прямо с производственной линии.
Признанная марка
На протяжении всей истории своего существования «МилкОм» и «Лужайкино» неоднократно доказывали, что омская «молочка» – одна из лучших в стране. Ежегодно с 2015 года продукция предприятия становилась победителем Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России».
Только за 2024 год продукты «Лужайкино» завоевали несколько высших наград на различных, в том числе, международных конкурсах. Так, творог и сметана «Лужайкино» были удостоены золотых медалей конкурса «Продукт года», а питьевому йогурту «Лужайкино» присвоено звание «Золотая сотня» – высшая оценка, которой удостаиваются выдающиеся товары в рамках Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России».
Предприятие имеет ряд значительных наград: диплом «За высокое качество молочной продукции» ярмарки «Агро-Омск» 2014-2024 гг., диплом Правительства Омской области «За активную инвестиционную деятельность на территории Омской области в 2014 году», диплом победителя конкурса омских торговых марок «Держи марку» в номинации «Народная марка», обладатель диплома «Значимый инвестор».
Чистота – залог сохранности продукции
Высокие достижения – закономерный результат соблюдения двух ключевых условий. Во-первых, использование молока только высшего сорта и строго без антибиотиков. Это обязательное условие для изготовления действительно вкусной и полезной молочной продукции. Вторым важным фактором является соблюдение на производстве стерильных условий, без участия человеческих рук.
Сегодня продукция завода «МилкОм» поставляется в Новосибирск, Красноярск, Якутию, Дальний Восток, Тюмень, Алтай и Казахстан. Несмотря на высокую приверженность местным молочным брендам, ее приобретают за оригинальный вкус и стабильно высокое качество. Особенность указанных рынков в том, что там любят всё натуральное, население знает вкус деревенского молока. Жители всегда имели большой выбор молочной продукции – им есть с чем сравнивать, и потребитель достаточно избалован. Присутствие в других регионах страны омского «Лужайкино» – это не результат ценовой борьбы, а итог здорового перфекционизма в плане качества продукции.
Кстати, потребитель сам вправе выбрать не только любой продукт из широкой линейки завода, но и упаковку – от мягкого пакета, до прозрачной бутылки и высокотехнологичного кувшина. Благодаря прозрачности той же бутылки, потребитель может убедиться в качестве продукта, находящегося внутри. Отсутствие осадка на дне означает, что продукт сделан из цельного молока, а отсутствие жирового кольца на горлышке говорит о высококачественной подготовке молока перед розливом. Именно гомогенизация предотвращает скопление жиров в виде колец на бутылке, что делает продукт привлекательным для потребителей.
Перед выпуском продукции в новом формате – в ПЭТ-бутылке – были изучены предпочтения потребителей в плане удобства упаковки – бутылка привычна и удобна в использовании. Под этот проект были найдены лучшие российские производители оборудования и сейчас наряду со шведским биокувшином продукция разливается в отечественную прозрачную тару.
Кстати, линия имеет возможность фасовки нескольких форматов бутылки. При розливе продукта она обеспечивает высокий уровень гигиенических и санитарных условий. Применение современных технологических решений наряду с использованием высококачественного молока и технологии термической обработки позволяют достичь максимальных сроков хранения готовой продукции. Важно, что качество сохраняется на протяжении всего заявленного срока.
Вкус и качество продукции в новой упаковке остались прежними, как и сроки хранения – они более длинные, чем у большинства конкурентов. Кефир в ПЭТ-бутылке сохранил свой нежный, мягкий узнаваемый вкус и умеренно плотную структуру, молоко – всё то же, сохраняющее натуральный вкус и полезные свойства. Натуральный йогурт «Лужайкино» приготовлен без каких-либо заменителей: только молоко, закваска и фруктово-ягодный джем, придающий продукту умеренную сладость. Он также выгодно отличается оптимальной для насыщения жирностью 2,5%.
Долго хранится не из-за химии
Как я уже отметил выше, высокая технология производства позволяет сохранять молочку на длительные сроки – от 20 суток до 6 месяцев, что достигается пастеризацией и утльтрапастеризацией. На более длительное время наши производители не замахиваются, хотя, по словам руководителя отдела маркетинга Анжелики Тоцкой, от китайских коллег поступало предложение и о более длительном сроке хранения молока в девять и даже в двенадцать месяцев. Для Китая это показатель того, что сырье на заводе прошло высокотехнологичную обработку.
Многие жители, по словам производителей, боятся ультрапастеризованного молока, думая, что в него добавлены консерванты. На самом деле ультрапастеризация – это один из самых передовых способов, основанный на бережной тепловой обработке, когда за 4 секунды молоко нагревается до 138 градусов Цельсия и охлаждается до 20-25 градусов, после чего сразу же разливается в асептическую упаковку в стерильных условиях. При этом используется только молоко-сырье высшего сорта. В такой продукции сохраняются витамины В1, В6, В12, С, микроэлементы, кальций, ценные ферменты, удаляется микрофлора и споры бактерий, приводящие к скисанию. Ультрапастеризация дает длительный срок хранения при температуре 20-25 градусов Цельсия.
Важнейшим условием работы завода является гигиена – после каждой партии молока идет полный цикл очищения танка-охладителя и всех молокопроводов, вплоть до финальной точки на линии фасовки. Только при таком подходе можно гарантировать сохранность каждой последующей партии. Причем, еще до технологических процессов контроль качества, очистки сырья – не менее строгий. Молоко приходит за завод в опломбированных цистернах, в своей лаборатории специалисты «МилкОма» проводят до 14 видов исследований, после чего сырье очищается в трехступенчатой системе. В нее входят фильтр, которые освобождает молоко от механических включений (частичек корма) размером от 1 мм и более, сепаратор-молокоочиститель – от мелких механических загрязнений, менее 1 мм, частично удаляет микроорганизмы и бактофуга, которая удаляет около 98% микроорганизмов.
Само молоко на завод идет от восьми проверенных постоянных поставщиков, сборное молоко (от населения) – не используется, чтобы избежать риск попадания, фальсифицированного или полученного от больных коров сырья. Весь объем поступившего на завод молока перерабатывается менее чем за 12 часов и поступает на хранение в камеры с температурой не более шести градусов Цельсия.
Несколько слов о кувшине
Одной из упаковок, в которой реализуется молоко марки «Лужайкино», является кувшин. Что же это за технологическое чудо?
В составе многослойной пленки, из которой он сделан, присутствует природный мел (карбонат кальция) в объеме до 40%. Он придает упаковке прочность, а связующие элементы – гибкость и упругость. Уникальный биополимерный материал близок по химическому составу к яичной скорлупе, следовательно, безопасен для человека и окружающей среды.
Материал упаковки для ультрапастеризованного молока состоит из семи слоев. Кроме стандартных – полиэтилена, полипропилена и минерализованного слоя (мела) – она содержит дополнительный углеродный слой черного цвета, предохраняющий продукт от воздействия света. Это наделяет упаковку высокими барьерными свойствами, обеспечивающими долгое сохранение полезных свойств продукта.
В штате – 100 сотрудников
Завод «МилкОм», несмотря на то, что внешне не имеет огромных габаритов, очень производительный, трудятся на нем сто специалистов различного уровня и квалификации. При этом и здесь есть потребность в кадрах, в первую очередь в тех людях, кто бы реально болел за порученное дело. Условия для работы – более чем достойные: здесь нет механического ручного труда, все компьютеризировано и роботизировано, заработок – от пятидесяти тысяч рублей и выше. Именно поэтому уже с самого первого года работы руководство предприятия начало вести работу по подбору персонала, и популяризировать производство, что называется, со школьной скамьи. Так, с 2014 года при поддержке молочной марки «Лужайкино» в Омске масштабно отмечается Всемирный день молока, к которому дети бесплатно разрисовывают городские троллейбусы.
В начале 2015 учебного года была организована образовательная миссия для учеников начальных классов – уроки молоковедения. Подобные акции проводятся по всему миру под эгидой Агентства ООН по продовольствию и сельскому хозяйству. С 2016 года полезные уроки стали регулярными в большинстве школ города Омска. Главная цель образовательного проекта – рассказать школьникам доступным языком о молочных продуктах и их пользе.
Алексей БАСТРОН.
На снимках –
6 – На лилии фасовки молока пастеризованного жирностью 3,2 процента
8 – танки для хранения и переработки молочной продукции
3247 – технолог производства рассказывает об особенностях ультрапастеризации молока