(Продолжение. Начало в №№35, 36, 37 от 6.09, 13.09, 20.09.2024 г.)

День пятый. 15 августа

Сегодня новички сдают онлайн-экзамен и будут допущены к поисковым работам. А мы опять идем в разведку, километра за 3-4, по принципу: «Чем дальше в лес, тем больше дров». Чтобы не тратить драгоценное время на  дорогу в лагерь и обратно на обед, берем с собой котелок, воду, тушенку и консервированную сою, сделаем супчик.

Наши предположения подтвердились – чем дальше от лагеря, тем  меньше перекопаны траншеи, позиции и воронки. Находок больше и крупнее: кроме традиционных осколков, гильз и хвостовиков, пара неразорвавшихся шрапнельных снарядов, один – со взрывателем, три мины от ротного и батальонного минометов, тоже со взрывателями, обозначили их как положено. Ящики для переноски мин, десятки круглых коробочек-пороховниц для них, гильзы крупнокалиберных пулеметов и даже щиток приборной панели с немецкого самолета. Но главного – останков солдат – обнаружить так и не удалось. Хотя надежда была. И когда находили в воронке настрел из десятков советских гильз, и когда нашли половину каски. В качестве утешительного приза природа приготовила нам лисички, их можно было в прямом смысле косить. Набрали «на глаз» пару ведерок. Вечером будет картошечка с грибами.

После ужина традиционные душ и постирушки. А после девяти – вечер патриотической песни. Показать свой талант могли все желающие, их оказалось немало. Часто песни поисковиков и композиции о войне звучали под гитару. К сожалению, в  наших рядах певцов и гитаристов не оказалось, но мы дружно, как и все, подпевали товарищам.

Совет командиров сегодня был необычно долгим и бурным. Во-первых, надо было решить, куда направить двести с лишним новых поисковиков. Во-вторых, на склонах большинству отрядов, как и нам, так и не удалось найти останки погибших с помощью металлоискателей и щупов, но они есть. Те, кто по счастливой случайности обнаружили их, при раскопках нашли еще, причем как на глубине, так и верховых, и в тех местах, где поисковики прежних лет проходили десятки раз. Причем явно вырисовывалась полоса наступления красноармейцев. А причина неутешительного результата поисков – твердый каменистый грунт, плохая сохранность останков и как уже было сказано выше множество металла.

Поэтому было принято непопулярное и нетрадиционное решение – разбить полосу склона горы на квадраты размером 10 на 10 метров и проводить в них полную зачистку лопатами до «материка». Как показало время, решение оказалось правильным, в большинстве квадратов были обнаружены останки погибших бойцов и командиров, а в некоторых даже по два. Но расстроил поисковиков не тяжелый труд – вынуть на отряд десятки кубометров грунта, перебрать его руками и вернуть на место, а печальная статистика и расчеты. Если каждый отряд отработает за экспедицию даже по пять квадратов (скажу сразу, мы осилили всего два), это все равно будет меньше гектара. И что бы перекопать таким образом Зайцеву гору и ее окрестности, понадобится более ста лет.

День шестой. 16 августа

С утра все бойцы отряда кроме дежурного отправились на квадраты, разбитые от места взрыва вниз по склону в полосе предполагаемого наступления, где были найдены останки красноармейцев. Перспективна ли наша сотка или нет, покажет время.  Внешне участок выглядит интереснее, чем у соседей из Башкирии и Костромы. У нас почти через весь квадрат по диагонали проходит немецкий окоп, а на его углу – пулеметная точка, а так же есть пара воронок. Нас не пугает, что придется вынимать больше грунта, а также то, что прямо в траншее растет огромное дерево и еще несколько – на раскопе. Придется бороться не только с камнями, но и с корнями.

Надежда на хороший результат появилась уже на стадии снятия дерна. Кроме традиционных немецких гильз, осколков и крыльчатки мины были обнаружены немногочисленные советские винтовочные и пистолетные гильзы, металлическая планка с обмундирования, осколки стеклянной советской фляжки, ложка из нержавейки (к сожалению, не подписанная), а главное – фрагменты лопатки и лучевой кости руки человека. Большинство сил сразу же были брошены на зачистку именно этого участка, в том числе наши девчонки. Но, увы, как они ни старались, больше ничего не нашли. Вероятнее всего, наши коллеги несколько лет назад подняли бойца, а косточки выкинули в отвал по невнимательности или просто их пропустили. А ложку либо забыли под деревом, либо такой «экспонат» их не интересовал. Официально найденные нами останки были учтены как «добор», есть такой термин у поисковиков.

Вечером прошла акция «Журавли», посвященная всем погибшим и пострадавшим от современного нацизма в Курской, Белгородской, Запорожской, Херсонской областях, Донецкой и Луганской Народных Республиках, а потом перед нами выступили барды из города Калуги.

День седьмой. 17 августа

Работаем на квадрате. Приступили к исследованию окопа. Фортуна дважды испытывала мои нервы на прочность. Первый раз, когда на дне траншеи обнаружил большой фрагмент советской каски, и появилась надежда на то, что рядом будут останки красноармейца, но… тщетно. Вскоре ситуация повторилась – через полметра обнаружил нашу каску, расколовшеюся от времени и тяжести земли напополам. Аккуратно расчистил ее и передал на исследование девушкам, очень хотелось, что бы внутри был череп, но чуда не случилось и в этот раз. Вокруг тоже было пусто. Из других находок: две планки от ремня красноармейца, куча немецких стреляных гильз на бруствере пулеметного гнезда и не один метр колючки, на извлечение которой ушло больше часа.

На участках вниз по склону – на зависть – по бойцу, верховые. А кто-то нашел  «мечту черного копателя» – немецкий пистолет «Парабеллум». Сохранилась даже часть деревянной ручки. Он будет передан на баллистическую экспертизу и в случае признания негодным для применения украсит чей-то музей. Соседи по лагерю из Костромы подняли в полях уже несколько бойцов. Привезли в лагерь три хорошо сохранившихся каски, две бронеплиты от немецкой пушки и другие интересные экспонаты.

Вечером начался шашечный турнир, от нас – один участник, отборочные туры он прошел.

День восьмой. 18 августа

Пока молодежь рекультивировала раскоп, отправились в разведку. Результат близкий к нулю – только бесполезный металл… А в целом экспедицией на утро было поднято 29 бойцов и командиров Красной Армии.

С обеда получили новый участок, слева от первого, если смотреть вниз по склону. И снова на первых метрах – две косточки, и снова кропотливая, но скорее всего, бесполезная работа – опять добор. То ли взрывом их разметало, то ли звери растащили, то ли опять некачественная работа коллег. Лет десять назад они не то что останки на баннере не раскладывали, но и протокол эксгумации не все заполняли, а количество поднятых солдат считали по черепам.

Вечером полуфинал и финал шашек, наш боец выбыл… А после девяти была показана выставка поисковиков, работавших на Халхин-Голе, и демонстрировался фильм о боях с японцами в далеком 1939-м.

День девятый. 19 августа

Закончили с утра зачистку места, где вчера обнаружили две косточки, нашли еще две, в том числе фрагмент нижней челюсти. И как предполагали нам зачли их как «добор». Рядом нашли хвостовик от немецкой мины (он отправился в музей СШ №1), пряжку ремня и немецкий мундштук с орнаментом. Сегодня он экспонат музейного комплекса Омского монтажного техникума.

Продолжили зачистку квадрата. Наконец-то и нам улыбнулась удача. Саша Кабанов, студент вышеупомянутого учебного заведения, в углу раскопа обнаружил кости рук и ног человека. Большинство отряда перешло на их зачистку. Зафиксировали координаты, сделали археологический стол. Первые выводы: боец верховой, и сохранность останков оставляет желать лучшего. Предположительно красноармеец, возможно офицер. Перед этим рядом было найдено до десяти советских пистолетных патронов. У соседей, парней из Башкирии, тоже боец, в окопе в полный рост, кости рук на бруствере, такое впечатление как будто он хотел выбраться из траншеи, но смерть наступила раньше.

В лагерь шли усталые, но довольные, то ради чего ехали тысячи километров, наконец-то нашли. А вечером всех ждала, наверное, самая интересная за экспедицию встреча – с командиром легендарного танка «Алеша», Героем России Расимом Баксиковым. Среди поисковиков было немало ровесников героя специальной военной операции, а для остальных он – коллега, в юности тоже состоял в «Поисковом движении России». Диалог был оживленным,  насыщенным, долгим, а главное – искренним.

Сергей СЕРОБАБОВ.

(Продолжение следует)

94233075