На 67-м, внеплановом, заседании Совета Седельниковского района депутаты рассмотрели шесть вопросов. Три из них касались бюджета района: было заслушано исполнение бюджета района за первый квартал 2024 года, утверждены изменения и дополнения в решение Совета от 20.12.2023 года «О бюджете Седельниковского муниципального района на 2024 и плановый период 2025 и 2026 годов».

Также депутаты утвердили правила предоставления иных межбюджетных трансфертов их бюджета района, источником финансирования которых являются иные трансферты за счет средств резервного фонта правительства Омской области. Касается это в первую очередь денег, которые по решению губернатора районы получат на предупреждение ландшафтных пожаров уже нынешней весной.

Напомним, с 15 апреля в Омской области был введен особый противопожарный режим, который подразумевает ограничения на посещение лесов и запрет на разведение костров, открытое сжигание мусора, выжигание сухой травы и листвы. В нашем районе он стартовал 20 апреля.

– Кроме того, приняли решение увеличить в четыре раза финансирование мер пожарной безопасности и выделили районам из резервного фонда Правительства Омской области 32 млн. рублей на реализацию противопожарных мер. Поручил главам муниципалитетов провести все необходимые профилактические мероприятия, в том числе создание минерализированных полос, чтобы избежать пожаров в населенных пунктах и на объектах, прилегающих к лесным массивам, – написал в своем телеграм-канале Виталий Хоценко.

Чтобы своевременно провести средства, которые поступят в муниципалитет на превентивные меры, и необходимы эти правила, а также утвержденная форма отчета о расходовании денег.

Самым обсуждаемым на сессии вопросом стала инициатива по преобразованию всех поселений, входящих в состав Седельниковского района, путем их объединения с наделением вновь создаваемого образования статусом муниципального округа и о назначении даты публичных слушаний по этому вопросу.

Что было озвучено на сессии по этому вопросу? Весной 2019 года в Федеральный закон от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, позволяющие перейти с двухуровневой системы местного самоуправления на одноуровневую.

Общий порядок преобразования муниципальных образований определяется статьей 13 этого закона. В соответствии с ней преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Процесс объединения муниципальных образований в стране идет более 10 лет. Основным поводом к этому послужило отсутствие в достаточном объеме финансовых средств и квалифицированных кадров.

Принято было решение и о создании муниципальных округов в Омской области. На сегодня в Седельниковском районе 12 органов местного самоуправления: один муниципальный район и 11 сельских поселений. Закон о местном самоуправлении позволяет объединиться всем сельским поселениям и муниципальному району в одно муниципальное образование – муниципальный округ.

К преимуществам муниципального округа можно отнести упрощенную схему управления территорией, консолидированный бюджет, передачу ответственности за осуществление местного самоуправления на более высокий уровень, экономию бюджетных средств, сокращение числа чиновников, единый генеральный план и сбалансированное развитие территории, единые тарифы на услуги ЖКХ и транспорта, единые правила благоустройства и подход к налогообложению.

Если немного окунуться в историю, то мы увидим, что с 2006 года и до настоящего времени на территории Седельниковского района создано 12 представительных органов – Советов депутатов: один – районный и 11 – сельских поселений; 12 исполнительно-распорядительных органов – администраций: одна администрация района и 11 администраций сельских поселений, работают 12 глав: один – района и 11 – сельских поселений. В случае объединения поселений и района в муниципальный округ будут созданы один представительный орган – Совет депутатов муниципального округа, одна администрация муниципального округа, включая территориальные органы в сельских поселениях, возглавит которую один глава муниципального округа.

Там, где сегодня работают администрации сельских поселений, в случае объединения, будут работать территориальные органы администрации муниципального округа с тем же объемом полномочий и функций, с правом подписания документов, только без права юридического лица. Советы депутатов в сельских поселениях свою деятельность прекратят. В случае объединения поселений и района в муниципальный округ в 2024 году – начале 2025 года должны пройти выборы в представительный орган муниципального округа.

При создании муниципального округа населением будет избрано 15 депутатов. Объединение позволит сократить расходы бюджетов разных уровней на проведение выборов. Укрупнение муниципалитета не потребует внесения изменений в документы граждан и юридических лиц (регистрация по месту жительства, учредительные документы, документы на право собственности), за исключением муниципальных предприятий и учреждений, в уставы которых потребуется внести изменения в части наименований учредителя.

Практически во всех сельских поселениях собственных доходов поселения (это доходы, полученные от поступлений земельного налога, налога на имущество физических лиц, 2% от налога на доходы физических лиц) сегодня не хватает даже на заработную плату работников сельских администраций, в связи с чем самостоятельность в принятии решений на местах фактически отсутствует. Объединение позволит по некоторым направлениям проводить единые закупки, что в свою очередь может привести к экономии средств бюджета.

Вместе с тем, процесс оптимизации управления не должен привести к отдалению местной власти от жителей – основная часть сотрудников на местах останется. Главная задача – это не допустить ухудшения условий предоставления муниципальных услуг для жителей, особенно сельских населенных пунктов.

Объединение позволит снизить документооборот, в настоящее время из-за разных уровней власти в районе принимается 12 одинаковых решений (уставы, положения, решения о бюджете и другое), которые необходимы для функционирования района и поселений. Организационные вопросы одинаковы во всех поселениях и районе, поэтому и дублируется правовые акты.

Процесс объединения муниципального района и сельских поселений в муниципальный округ займет значительное время. Первым в муниципальном округе начнет свою работу Совет депутатов округа. Дата выборов ориентировочно установлена на декабрь 2024 года – начало 2025 года. Депутаты на конкурсной основе изберут главу муниципального округа. До выборов Совета депутатов округа все Советы депутатов – района и сельских поселений, а также администрации – района и сельских поселений, а также главы муниципальных образований работают в прежнем режиме. Сроки полномочий депутатского корпуса района и поселений, при объединении, в соответствии с федеральным законом и уставами муниципальных образований могут быть прекращены досрочно.

Сегодня вСедельниковском районе создана рабочая группа по вопросам реорганизации муниципальных образований, идет сбор мнений и предложений по вопросам объединения. Проведена информационная работа с главами сельских поселений. Окончательное решение об объединении и создании муниципального округа примет Законодательное собрание Омской области.

Алексей БАСТРОН.

94233075